Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Использование средств внебюджетных фондов по направлениям. Направления расходования средств внебюджетных фондов социального назначения

Использование средств внебюджетных фондов по направлениям. Направления расходования средств внебюджетных фондов социального назначения

Общее понятие внебюджетных фондов: особенности их формиро­вания и использования. В современном мире образование различных притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюд­жетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом цен­тральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономи­ческих процессов. Принято считать, что первые государственные вне­бюджетные фонды появились в конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. Одна­ко правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах За­падной Европы.

Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различ­ных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано не­обходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых со­циально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в от­личие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения ог­ромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изна­чально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механиз­мов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользу­ется широкой поддержкой, тем не менее она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюд­жетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, по­этому все существующие фонды можно условно разделить на два основ­ных типа: экономические и социальные.

О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельст­вует само их название. Независимо от цели и способа формирования го­сударственный внебюджетный фонд - это фонд, созданный государст­вом, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институцио­нальной. Существенное значение имеют обозначенные в названии осо-


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 353

Бенности фонда: государственный внебюджетный фонд - это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюдж ета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с ДРУ ГОИ стороны, организация, осуществляющая управление этим де­нежным фондом.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой элемент системы государственных финансов, теснейшим образом связанный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет единый ис­точник финансовых ресурсов - национальный доход. Государство ак­кумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

Единство бюджетных и внебюджетных фондов проявляется как в методах их формирования (те и другие в подавляющей своей части формируются в обязательном, принудительном порядке; те и другие имеют условно возвратный характер), так и в их функциональном на­значении (аккумулируемые средства направляются на финансирование общественных потребностей).

Государственные внебюджетные фонды определены в Бюджетном кодексе РФ как элемент бюджетной системы, поэтому их связь с бюдже­том в российской практике проявляется особенно отчетливо.

Внебюджетные фонды могут создаваться федеральным и региональ­ными органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления. Средства в эти фонды могут поступать как в обязательном поряд­ке, так и на добровольной основе. Расходование средств фондов осущест­вляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование и социальное обеспечение, финансирование от­раслей экономики, НИОКР, на развитие социальной и производствен­ной инфраструктуры отдельных территорий и т.д. Территориальные внебюджетные фонды являются составной частью системы территори­альных финансов. Существуют следующие основные источники финан­совых ресурсов государственных внебюджетных фондов:

Специальные (целевые) налоги и сборы;

Отчисления от прибыли (дохода) предприятий и организаций;

Прибыль от коммерческой деятельности самого внебюджетного
Фонда;

Заемные средства.

Специальные налоги (сборы) устанавливаются налоговым законо­дательством. Бюджетные средства поступают в форме субсидий или ус­ыновленных законом отчислений от налоговых доходов бюджета. Воз- Ни кающее в том или ином периоде положительное сальдо (профицит)


354* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения доходов в форме дивидендов или процентов однако условия использования средств, как правило, строго регламен­тируются.

Становление и развитие внебюджетных фондов в Российской | дерации в процессе рыночной трансформации. В России формироЕ государственных внебюджетных фондов наиболее активно происходило в 1990-х гг. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991: № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирова­ния в РСФСР» органы государственной власти и местного самоуправле ния имели право создавать внебюджетные фонды, имеющие статус само стоятельных юридических лиц, независимых от бюджетов соответств} щих органов власти.

Наиболее значимую роль сыграли такие экономические государст­венные внебюджетные фонды, как Федеральный и территориальные до рожные фонды; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы PC Федеральный экологический фонд РФ, а также внебюджетные межот­раслевые и отраслевые фонды: Федеральный фонд поддержки малог предпринимательства; Фонд содействия научно-техническому прог­рессу и др.

Первыми социальными фондами стали:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхова
Российской Федерации;

Государственный фонд занятости населения Российской Федер
ции.

В процессе функционирования государственных внебюджетнь фондов, как экономических, так и социальных, наряду с положителыа ми сторонами выявились и крайне отрицательные, обусловленные дво* ственным правовым статусом фондов, функционирующих как властнь структуры при формировании доходов и распределяющих, в том числе на договорной основе, поступившие средства. Такая ситуация создавала ус ловия для злоупотреблений, которые и проявились на практике. Это ста­ло одной из причин переориентации курса на ограничение внебюдже ных фондов и их консолидацию (объединение) в бюджетной системе.

Правовую основу деятельности государственных внебюджетнь фондов РФ составляют:

Конституция РФ - выступает главным источником права по все» отраслям общественной жизни. Применительно к государственным вне бюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов социально го государства, закрепленных в этом документе;


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 355

Налоговый кодекс РФ - в части, посвященной единому социальному налогу (ЕСН), законодательно закрепляет один из источников поступле­ния средств в государственные внебюджетные фонды;

Бюджетный кодекс - определяет основы функционирования госу­дарственных внебюджетных фондов как элементов бюджетной систе­мы РФ;

нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности отдельных фондов, - необходимы для решения организационных вопросов, связан­ных с деятельностью конкретного фонда, т. е. отражают специфику дея­тельности каждого фонда. К ним относятся Указы Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ.

Указы Президента при необходимости конкретизируют и дополняют действующие законодательные акты, используются как механизм опера­тивного решения отдельных вопросов социальной политики. Норматив­ные акты правительства играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализа­цию единой государственной политики в области социального обеспече­ния.

В Бюджетном кодексе государственные внебюджетные фонды оп­ределены как участники бюджетного процесса, т. е. процесса по со­ставлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов. Бюджетный кодекс определяет основные по­ложения, регулирующие деятельность государственного внебюджетного фонда.

В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса государственный вне­бюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и пред­назначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсион­ное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, уста­новленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Указанным кодексом.

Установлено также, что вне федерального бюджета образуются госу­дарственные фонды денежных средств, управляемые органами государ­ственной власти Российской Федерации и предназначенные для реали­зации конституционных прав граждан на:

Социальное обеспечение по возрасту;

Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае поте­
ри кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, преду­
смотренных законодательством Российской Федерации о социальном
обеспечении;


356 Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Социальное обеспечение в случае безработицы;

Охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации го­сударственных внебюджетных фондов определяются федеральным зако­ном в соответствии с Бюджетным кодексом.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в феде­ральной собственности. Средства государственных внебюджетных фон­дов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъ­ятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются (ст. 144 Бюджетного кодекса):

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов состав­ляются органами управления указанных фондов и направляются органа­ми исполнительной власти на рассмотрение законодательных (предста­вительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Фе­дерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием" в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджет­ных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представи­тельных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджете на оче- | редной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием за­конов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финан­совый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

Обязательных платежей, установленных законодательством Рос­
сийской Федерации;

Добровольных взносов физических и юридических лиц;

Других доходов, предусмотренных законодательством Россий­
ской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осу­ществляется исключительно на цели, определенные законодательством


10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов 357

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламенти­рующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фон­дов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осу­ществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Прави­тельством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Феде­ральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и пред­ставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации на рассмотрение и утверждение законодательному (представи­тельному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъ­екта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджет­ных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Бюджетным кодек­сом для соответствующих бюджетов.

Порядок и сроки представления отчетности государственных вне­бюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответст­вии с указанным кодексом для соответствующих бюджетов.

Пятнадцатилетний период функционирования государственных со­циальных внебюджетных фондов показал, что в последние годы стали от­четливо проявляться негативные тенденции, подрывающие устойчи­вость финансовой базы государственных социальных внебюджетных фондов.

Несмотря на номинальный рост доходов фондов, реальная ситуация в сфере формирования финансовой базы ухудшается. Прежде всего это связано со снижением ставок единого социального налога (ЕСН). В мате­риалах Аналитического вестника Совета Федерации в этой связи обра­щается внимание на обострение проблемы финансового обеспечения го­сударственных внебюджетных фондов.

По имеющимся расчетам, снижение максимальной ставки ЕСН с 35,6 Д° 26% от размера выплат в пользу работника приведет в 2005 г. к выпа­дающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов на сумму почти 317 млрд руб.

Часть выпадающих доходов будет возмещена из средств Стабилиза­ционного фонда, однако эта мера касается только Пенсионного фонда России и пока только в 2005 г. Остается нерешенным вопрос возмещения


358* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды

Выпадающих доходов для фондов обязательного медицинского страхова­ния и Фонда социального страхования.

В 2005 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова­ния направляются средства федерального бюджета в объеме 3 млрд руб. н а обязательное медицинское страхование детей и 9 млрд руб. из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров; Пенсионный фонд Российской Федерации по­лучает трансферт из федерального бюджета в объеме 74,7 млрд руб. на фи­нансирование базовой части трудовой пенсии.

Принятое решение о повышении базовой части пенсии до 900 ру&. увеличивает еще на 100 млрд руб. дефицит собственных доходов Пеней-; онного фонда Российской Федерации на финансирование базовой части трудовой пенсии. Кроме того, существует дефицит на финансирование страховой части трудовой пенсии в объеме 82 млрд руб., который в 2005 г. покрывается за счет имевшегося остатка средств фонда (не связанного с формированием накопительной части пенсии), которые к началу 2006 г. будут практически израсходованы.

Дефицит бюджета Фонда социального страхования Российской Феде-* рации покрывается в 2005 г. (как и в 2003-2004 гг.) за счет изменения по­рядка финансирования страхового возмещения, а также отказа от частич­ного финансирования содержания детско-юношеских спортивных школ 1 .

Преодоление этих тенденций требует, очевидно, разработки ком­плекса мер, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие государственных социальных внебюджетных фондов как в краткосроч­ной, так и долгосрочной перспективе.

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Цель — раскрыть сущность и содержание внебюджетных фондов, их роль и значение в социально-экономическом обеспечении населения.

Задачи

  1. Изучить содержание и назначение внебюджетных фондов. Их место в бюджетной системе РФ.
  2. Определить источники формирования средств Пенсионного фонда. Необходимость его формирования и социальное значение.
  3. Определить порядок формирования ФСС и его значение и роль.
  4. Рассмотреть значение фондов ФОМС. Порядок формирования этих фондов.
  5. Изучить пути использования средств внебюджетных фондов социального назначения.

1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды по своей сути — дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами.

Исторически дополнительные фонды возникли одновременно с образованием основных бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами. При этом целью создания фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся:

  • общественное разделение труда;
  • ограниченность жизненных ценностей;
  • наличие товарно-денежных отношений.

Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды как специфический общественный институт и как финансовая категория возникли в Российской Федерации в начале 90-х годов XX в. одновременно с началом радикальных рыночных преобразований, с одной стороны, в процессе создания новой бюджетной системы, с другой — в рамках реформы социальной защиты населения. Этому способствовали сложившиеся неблагоприятные экономические и социально-политические условия:

  • дезинтеграция бывшего СССР в 1991 г. с разрывом экономических связей между бывшими республиками и ростом иммиграции из новых государств в Россию;
  • системный экономический и политический кризис, сопровождавшийся сокращением национального производства, высоким уровнем инфляции и снижением жизненного уровня населения;
  • кризис платежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис;
  • социально-демографический кризис-депопуляция населения, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности и др.

В общем виде современную структуру внебюджетных фондов можно представить следующим образом:

Рисунок 1. Классификация внебюджетных фондов

В соответствии с законодательством к доходам внебюджетного фонда относятся:

  • специальные целевые обязательные платежи;
  • отчисления от прибыли организаций;
  • средства бюджетов;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом Банка России или в коммерческом банке.

Денежные ресурсы государственного внебюджетного фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, кроме предусмотренных положением о фонде. Средства фондов расходуются по распоряжению правительства или специально уполномоченного на это органа.

Таким образом, государствен ные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Как финансовая категория внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных распределительных и перераспределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов в целях осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется в процессе формирования доходной базы фондов, когда часть текущего ВНП перераспределяется в пользу определенных социальных групп населения для обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов, а также поступает в отдельные секторы экономики в целях благоприятного макроэкономического развития или обеспечения экологического равновесия.

Контрольная функция внебюджетных фондов проявляется в возможности постоянно сигнализировать о ходе и результатах воспроизводственного процесса в целом, а также в отдельных секторах экономики. Необходимая информация представлена данными об объемах аккумулированных в фондах денежных средств, являющихся частью ВНП, показателями, характеризующими долю отдельных отраслей или секторов экономики в общей сумме перераспределенного в пользу фондов дохода нации, а также показателями интенсивности, раскрывающими качественную сторону процесса (размер государственных социальных выплат на душу населения в динамике, в сравнении с другими странами, по регионам и т. п.).

В любом обществе есть нетрудоспособные люди, которые в силу объективных жизненных обстоятельств не в состоянии обеспечить свое существование: дети, инвалиды, старики, люди, временно нетрудоспособные. Материальную защиту таких граждан обеспечивает государство, которое выполняет функцию социального страхования.

Социальное страхование может осуществляться государством открыто, гласно, прозрачно в рамках государственного бюджета под особым контролем представительных органов власти и руководства высших исполнительных органов — правительства страны и министерства финансов. Такая система существует в современных стабильных демократических странах, она была и в СССР. Но страхование может проводиться и вне государственного бюджета, через специальные внебюджетные фонды, подконтрольные, как правило, узкому кругу должностных лиц исполнительных органов власти. Россия избрала вторую систему — использование государственных социальных внебюджетных фондов.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции нашей страны от 12 декабря 1993 г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Конституцией устанавливаются государственные и социальные пенсии.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного, социально го и обязательного медицинского страхования.

2.1. Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность. Он был утвержден Положением «О Пенсионном фонде РСФСР» от 27.12.1991 г.

Основные задачи ПФР:

  • аккумуляция страховых платежей;
  • финансирование расходов в соответствии с назначением фонда.

ПФР формируется в основном за счет единого социального на лога (ЕСН) (70-75%), переходящего остатка фонда, который составляет седьмую часть средств фонда. Эти остатки ПФР становятся крупным мобильным ресурсом дополнительных государственных расходов.

В ПФР кроме ЕСН поступают также:

  • средства федерального бюджета, направляемые через ПФР на выплаты государственных пенсий и пособий;
  • доходы от обслуживания банками счетов ПФР;
  • добровольные взносы юридических и физических лиц;
  • доходы от капитализации части временно свободных средств фонда (покупки ценных бумаг, инвестиций).

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий, пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей; одиноким матерям; на детей, инфицированных виру сом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счет средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в объеме расходов ПФР.

Структура расходов ПФР предусматривает направление средств на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. Современная пенсионная система РФ включает в себя:

  • государственное базовое пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа;
  • накопительную часть пенсий;
  • государственное социальное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан.

2.2. Фонд социального страхования

Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 «О фонде социального страхования Российской Федерации» был образован Фонд социального страхования Российской Федерации в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

Основные задачи ФСС:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а так же на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством;
  • участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков для выплаты большинства пособий в организациях. Средства ФСС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого работодателями;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие рас ходов в соответствии с действующим законодательством;
  • прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на ЕСН (2005 г. — около 70%).

В расходах бюджета ФСС больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей. Тарифы установлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. При финансовом неблагополучии предприятий, а то и их ликвидации, что сейчас уже не редкость, работники лишаются источников гарантированных социальных выплат.

2.3. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Значительное место в структуре социальных ВБФ занимает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) , призванный обеспечить гражданам РФ получение равной медицинской и лекарственной помощи в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Фонды ОМС образованы в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (от 28 июня 1991 г.) для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, которая является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Средства ФОМС образуются за счет:

  • ЕСН, уплачиваемого организациями независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
  • взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  • ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда;
  • нормированного страхового запаса финансовых средств фонда;
  • поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством РФ.

За неработающих граждан платят органы исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов — это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС), финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.

ТФОМС образовываются органами власти субъектов РФ. Они являются самостоятельными, государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями, юридическими лицами, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Основные задачи ТФОМС РФ: обеспечение реализации Закона о медицинском страховании граждан в РФ и обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Функции ТФОМС РФ:

  • аккумулирует финансовые средства на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам;
  • выравнивает финансовые ресурсы городов, районов, направляемые на обязательное медицинское страхование;
  • накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы;
  • разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на территории РФ;
  • осуществляет контроль за поступлением страховых взносов, за использованием финансовых средств на обязательное медицинское страхование;
  • ведет персонифицированный учет по всем категориям плательщиков страховых взносов в РФ;
  • согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования населения;
  • осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами.

Выравнивание финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования проводится передачей средств территориальных фондов филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.

ТФОМС принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. Их деятельность определена Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Средства ТФОМС используются для:

  • финансирования обязательного медицинского страхования;
  • дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории средне душевого норматива;
  • формирования нормированного страхового запаса;
  • осуществления управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением ТФОМС;
  • финансирования отдельных мероприятий по здравоохранению, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами ОМС. Финансирование страховых медицинских организаций осуществляется ТФОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы, а финансирование медицинских учреждений — по финансовым нормативам.

Наряду с государственными социальными внебюджетными фондами в 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных и т. д.) и сотни территориальных внебюджетных фондов. Постепенно внебюджетные фонды себя полностью исчерпали, и с 1995 г. началось их преобразование в целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а на 2005 г. они вообще не предусматривались.

Внебюджетные фонды территорий также преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых впоследствии было упразднено.

Выводы

Таким образом, в теме раскрыта сущность и назначение внебюджетных фондов, определено, что внебюджетные фонды — это дополнительные фонды, создаваемые в дополнение к обязательным бюджетным фондам, формируемым государством и его субъектами. Раскрыто значение государственных внебюджетных фондов, как совокупности самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти РФ. Кроме того, рассмотрены основные функции, выполняемые внебюджетными фондами: распределительная и контрольная.

Рассмотрено социальное страхование, осуществляемое государством посредством создания таких внебюджетных фондов, как:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы причины образования внебюджетных фондов?
  2. Какие фонды входят в состав внебюджетных фондов?
  3. Дайте характеристику государственных внебюджетных фондов как финансовой категории.
  4. Какие функции выполняют государственные внебюджетные фонды?
  5. Что означает социальное страхование?
  6. В чем заключается особенность формирования Пенсионного фонда РФ?
  7. Каковы основные задачи, решаемые Пенсионным фондом РФ?
  8. Что служит источниками формирования Пенсионного фонда РФ?
  9. На какие цели расходуются средства Пенсионного фонда РФ?
  10. Каковы особенности формирования Фонда социального страхования РФ и его основные задачи?
  11. За счет каких источников формируется Фонд социального страхования?
  12. На какие цели расходуются средства Фонда социального страхования?
  13. В чем заключается необходимость формирования федеральных и территориальных фондов обязательного медицинского страхования?
  14. За счет каких источников образуются средства ФОМС?
  15. В чем заключаются основные функции и задачи ФФОМС и ТФОМС?

Библиография

  1. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », 2006. — 572 с.
  2. Финансы: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Белозеров, С.Г. Горбушина и др.; под ред. В.В. Ковалева. — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. — 512 с.
  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — М.: Финансы и статиcтика, 2005.
  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Миркиной. — Финансы и статистика, 2005.
  5. Финансы и кредит: Учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. проф. Т.М. Ковалевой. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. — 376 с.
  6. Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. Финансы и кредит. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399 с.
  7. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — 575 с.

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация

опросы, изучаемые в теме: внебюджетные фонды РФ и их назначение, порядок формирования и направления использования средств внебюджетных фондов РФ.

Внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и территориальных бюджетов. Средства внебюджетных фондов имеют строго целевое назначение и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Денежные средства, мобилизуемые во внебюджетные фонды, позволяют государству осуществлять социальную политику.

В СССР социальная защита населения реализовывалась через государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной частью государственного бюджета всей страны.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» в 1991 году средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

В состав государственных внебюджетных фондов входят:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

Обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, а также решениями местных органов власти;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Главным источником средств государственных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Это - федеральный налог, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными ставками, распределяется между фондами и федеральным бюджетом.



Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и др


История ПФР

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения. Уже 20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот закон положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР, который прекратил свое существование в конце 1991 года. Новый пенсионный закон России признавался довольно радикальным для своего времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всем постсоветском пространстве. Были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Соответственно, вместо прежней разветвленной и многоуровневой системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан России продолжала функционировать на основе распределительной схемы советского периода. Пенсионный бюджет пополнялся за счет отчислений от общего фонда заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который сопровождался в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, дальнейшая поддержка консолидированной пенсионной системы становилась невозможной. Для выполнения социальных обязательств государства требовался поиск более совершенных финансовых механизмов, отвечающих новым экономическим реалиям.

Эти задачи были возложены на новую кредитно-финансовую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР) , который был основан 22 декабря 1990 г. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. В течение 1991-1992 гг. отделения Пенсионного фонда России были созданы во всех субъектах Федерации.

Средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации. Данная структура управления пенсионными средствами была не характерна для зарубежных пенсионных моделей, но именно она сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации.

Первый бюджет ПФР формировался в условиях острого кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых практических шагов вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках в размере 6,6 млрд. рублей. Таким образом Пенсионный фонд решил проблему погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.

Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность российских пенсионеров возросла за счет распространения новых условий пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции в первой половине 1990-х гг. привели к резкому снижению реальной покупательной способности пенсионных выплат. Чтобы не допустить обнищания пенсионеров, правительство РФ приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров в реальном выражении. Уже в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост зарплат, а средний размер пенсии превышал прожиточный минимум пенсионера. Кроме того, получатели трудовых и социальных пенсий впервые уступили лидерство в списке самых бедных категорий граждан России неполным семьям с детьми и многодетным семьям.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни наиболее уязвимой части населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России. В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет сбор страховых взносов в рамках системы обязательного пенсионного страхования граждан; выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.

В 2014 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 41 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 75 млн чел.). Участниками программы государственного софинансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 5 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату (эквивалент порядка $10,000) на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.

Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от завершения. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии - развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с 1 января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.


Внебюджетные фонды РФ и их назначение

Тема 13. Государственные внебюджетные фонды

Вопросы, изучаемые в теме: внебюджетные фонды РФ и их назначение, порядок формирования и направления использования средств внебюджетных фондов РФ.

Внебюджетные фонды представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и территориальных бюджетов. Средства внебюджетных фондов имеют строго целевое назначение и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Денежные средства, мобилизуемые во внебюджетные фонды, позволяют государству осуществлять социальную политику.

В СССР социальная защита населения реализовывалась через государственный бюджет государственного социального страхования, который в свою очередь, был составной частью государственного бюджета всей страны.

В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» в 1991 году средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

В состав государственных внебюджетных фондов входят:

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

Обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, а также решениями местных органов власти;

Добровольные взносы юридических и физических лиц;

Доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Главным источником средств государственных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Это - федеральный налог, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными ставками, распределяется между фондами и федеральным бюджетом.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на ос­новании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. в целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения граждан. Задача Пенсионного фонда – целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования.

Основная часть доходов Пенсионного фонда РФ поступает за счет платежей по единому социальному налогу работодателей и индивидуальных предпринимателей. Кроме обязательных взносов, в ПФ РФ могут поступать средства федерального бюджета на целевое финансирование выплат государственных пенсий и пособий; доходы от капитализации части временно свободных средств ПФ и от обслуживания счетов ПФ коммерческими банками; пени и штрафы; добровольные взносы граждан и др.


Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Согласно новой пенсионной модели взносы в ПФР, которые составляют в совокупности 28%, разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии»

Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и др.