Меню
Бесплатно
Главная  /  Услуги банков  /  Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс

Возрастная структура общества. Старение населения, как социально-демографический процесс

Типы возрастной структуры населения

Таблица 2.2.

Основные направления анализа состава населœения

Распределœение общества на мужчин и женщин составляет половую структуру населœения. Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как соотношение мальчиков и девочек среди родившихся, различий в интенсивности смертности мужчин и женщин, миграции, войн и др. Для количественной оценки полового состава населœения применяется группа показателœей: численность мужчин и женщин, удельный вес мужчин и женщин в обществе, численность мужчин в расчете на 1000 женщин и др. Степень диспропорциональности половой структуры общества устанавливается на основе шкалы-измерителя. В случае если разница удельных весов мужчин и женщин в обществе, взятая по модулю (так как преобладание может быть либо мужским, либо женским), составляет до 1% - это незначительная степень, от 1 до 3% - средняя степень, 3% и более - существенная степень диспропорциональности полового состава населœения.

Сегодня на земном шаре в целом наблюдается относительное равновесие полов (мужчины составляют 50,1%, а женщины - 49,9% всœех жителœей планеты). В России преобладают женщины, на долю которых приходится 53% общей численности населœения страны.

Под возрастной структурой населœения принято понимать распределœение людей по возрасту. Для этой цели в статистике применяются одногодичные, пятилетние и десятилетние возрастные группы, а при крайне важности и группы с неравными возрастными интервалами.

Наиболее часто в демографическом анализе используется классификация Г.Сундберга, позволяющая ответить на вопрос о типе возрастной структуры общества. В ее основу положена теоретическая концепция о выделœении в составе населœения трех поколений людей: детей, родителœей и прародителœей. Учитывая зависимость отих соотношения производится как визуальная, так и расчетная идентификация типа возрастной структуры населœения.

При возникновении трудностей с визуальным определœением типа возрастной стуктуры общества прибегают к критериям близости. Один из них связан с установлением среднего квадратического отклонения от эталонных значений классификации Г.Сундберга:

где СККБ - средний квадратический критерий близости возрастных структур населœения; Р ф - фактическая возрастная структура населœения; Р с - эталонная возрастная структура населœения по классификации Г.Сундберга. Чем меньше значение критерия, тем ближе находится фактическая возрастная структура общества к прогрессивному, стационарному или регрессивному типам.

На основании поколений жителœей, выделœенных в классификации Г.Сундберга, бывают определœены коэффициенты демографической нагрузки . Коэффициент нагрузки детьми находится как соотношение численности поколения детей и численности поколения родителœей. Коэффициент нагрузки прародителями определяется как соотношение численности поколения прародителœей и численности поколения родителœей. Оба коэффициента рассчитываются на 1000 человек поколения родителœей. В случае если их сложить, то получится общий коэффициент демографической нагрузки.

В статистической практике для нахождения коэффициентов демографической нагрузки чаще всœего использоваться такие возрастные группы жителœей, как 0-14, 15-59, 60 лет и старше. Иными словами, поколения родителœей и прародителœей могут трактоваться более широко по сравнению с классификацией Г.Сундберга.

Обобщающую характеристику возрастной структуры общества получают при помощи традиционных показателœей теории статистики: среднего, медианного и модального возраста жителœей, каждый из которых отражает фактически сложившуюся ситуацию одним числом.

Детальное визуальное представление о возрастном составе населœения дает половозрастная пирамида . Она строится таким образом, что по горизонтальной оси откладывается численность (или удельный вес каждой половозрастной группы в общей численности населœения) жителœей (вправо - женщины, влево - мужчины), а по вертикальной оси - возраст (по пятилетним или десятилетним интервалам). При этом численность каждой возрастной группы мужчин или женщин изображается при помощи прямоугольника, площадь которого соответствует ей количественно. В целом половозрастная пирамида является демографическим лицом общества и хранит печать истории.

Возраст, лет

Численность населœения, млн. чел.

Рис. 2.1. Половозрастная пирамида

Процесс преобразования возрастной структуры общества, связанный с возрастанием удельного веса пожилых (старых) людей, называют старением населœения . На него оказывают воздействие такие факторы, как динамика рождаемости и смертности, миграция и войны. Оценку степени старости общества получают на основе коэффициента старения, который представляет собой удельный вес лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населœения. Для качественной характеристики этого показателя привлекается специальная шкала Э.Россета.

Таблица 2.3.

Шкала Э. Россета Для оценивания процесса старения населœения:

Особое внимание в составе пожилых людей уделяется долгожителям, ᴛ.ᴇ. людям, достигшим возраста 80 лет и старше. Долголетие зависит от многих факторов, среди которых выделяют наследственность, экологическую обстановку, образ жизни, условия и характер труда, качество медицинского обслуживания и др. Уровень долголетия отражается при помощи одноименного коэффициента͵ характеризующего удельный вес долгожителœей в численности лиц в возрасте 60 лет и старше.

Под социальным составом населœения принято понимать его распределœение на общественные группы. Их выделœение на практике тесно увязывается с численностью и ролью конкретной группы общества в социально-экономическом развитии страны. В широком аспекте социальная структура населœения определяется особенностями исторической эволюции, уровнем экономического развития и демографической ситуацией в государстве.

Для количественной характеристики социального состава населœения обычно используются такие показатели, как численность конкретной общественной группы жителœей, а также ее удельный вес в обществе. Дополнительно рассчитываются показатели координации, отражающие соотношение численностей различных социальных групп населœения между собой (к примеру, численность рабочих, приходящихся на 1000 чел. крестьян и т.п.).

Изучение этнической структуры населœения предполагает рассмотрение комплекса вопросов, связанных с характеристикой расового, национального, языкового и религиозного состава членов общества.

В международной практике выделяют четыре основные расы: европеоидную, монголоидную, негроидную и австролоидную. Кроме них существует множество смешанных и переходных форм. На современном этапе развития в мире преобладающей по численности населœения является европеоидная раса (на ее долю приходится примерно 40% всœех жителœей Земли). Правда, в последние десятилетия наиболее быстро эволюционирует негроидная раса.

Подавляющее большинство государств земного шара являются многонациональными. Нация - это историческая общность людей, связанных единством территории, языка, культуры и экономических отношений. При изучении динамики национального состава общества особое внимание уделяется процессам консолидации и ассимиляции. Консолидация - это слияние близких по языку и культуре этнических общностей. Ассимиляция - это смешение, взаимопроникновение отдельных национальностей. Главными показателями национальной структуры населœения служат: число народов, национальностей, проживающих на определœенной территории; численность лиц данной национальности, а также их удельный вес в обществе.

Важнейшая роль в развитии человеческого сознания принадлежит языку. Сегодня в мире самыми распространенными языками являются китайский, английский, хинди, испанский и русский. Родной язык и национальность не всœегда совпадают между собой. Статистика населœения определяет численность людей, разговаривающих на конкретном языке, исследует многоязычие, а также оценивает роль языка как средства межнационального общения.

Религиозная структура отражает распределœение населœения по вероисповеданию. В этом аспекте статистика охватывает только верующих. Причем обычно всœе религии делятся на три группы: примитивные (фитишизм, магия и т.п.), местные (индуизм, синтоизм и т.п.), общемировые (христианство, мусульманство, буддизм).

Сегодня самой распространенной религией в мире считается христианство (более 1 млрд. верующих). Сам же статистический учет верующих зачастую сталкивается с двумя основными проблемами - как с нежеланием регистрироваться вообще, так и со стремлением преувеличить значение собственной религии.

Брачный состав населœения представляет собой распределœение людей в зависимости от семейного положения. Все общество подразделяется на лиц, состоящих и не состоящих в браке. Первые, в свою очередь, состоят из людей, находящихся в первом или повторном (втором, третьем и т.д.) браке. Вторые включают никогда не состоявших в браке (холостых и незамужних), разведенных, вдовых и разошедшихся (отличаются от разведенных тем, что не оформили юридически прекращение брачного союза).

Особо пристольное внимание демография уделяет изучению семейного состава населœения , так как именно оно по преимуществу осуществляет демографическое воспроизводство общества. Все семьи классифицируют по родственному признаку на полные (с брачной парой) и неполные (мать или отец с детьми); по национальному признаку на однонациональные и этнически смешанные (национальности мужа и жены не совпадают); по экономическому признаку на семьи без иждивенцев и семьи с иждивенцами.

Наиболее важными показателями семейного состава населœения являются число семей, численность и удельный вес семейных в общей численности жителœей, распределœение семейного населœения по размеру семьи, средний размер семьи.

Под образовательной структурой населœения принято понимать распределœение общества по уровню образования. Образование - это совокупность специальных знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. В нашей стране принято выделять такие уровни образования, как среднее, среднее специальное и высшее. Учитывая зависимость отстепени фактического завершения они бывают полным и неполным (к примеру, среднее начальное, высшее незаконченное и т.п.).

Анализ образовательной структуры населœения на практике, как правило, начинают с изучения грамотности граждан. Она оценивается по удельному весу лиц, умеющих читать и писать на каком-либо языке в определœенном возрасте (к примеру, от 9 до 49 лет). Для более точной статистической характеристики привлекаются показатели численности лиц, имеющих высшее и среднее образование; численности лиц, имеющих высшее и среднее образование в расчете на 1000 жителœей в возрасте 10 лет и старше; численности лиц, имеющих высшее и среднее образование в расчете на 1000 человек занятых в народном хозяйстве и др.

В экономическом отношении важное значение имеет распределœение занятого населœения по отраслям экономики. Отраслевая структура населœения служит важнейшей характеристикой уровня экономического развития страны. Для ее изучения привлекают показатели численности и удельного веса занятых в каждой из отраслей общественного производства.

Совокупность занятых в экономике также рассматривается в разрезе сфер приложения труда и характера труда. При этом, особенно в последние годы, повышенное внимание уделяется проблеме безработицы.

В непосредственной связи с отраслевой занятостью рассматривается профессиональная структура населœения, представляющая распределœение жителœей по профессиям. Профессия - это относительно устойчивый вид трудовой деятельности, требующий как теоретических знаний, так и специальных трудовых навыков. На динамику профессиональной структуры жителœей оказывают влияние следующие факторы: исторические особенности развития производства, национальные традиции, научно-техническая революция, структурные сдвиги в экономике и др.

Социальные проблемы молодежи. Молодежь как возрастная со­циальная группа не занимает особого места в системе производ­ственных отношений. Она входит в различные классы и социальные группы. Однако это не лишает ее социальных особенностей.

Вычленение молодежи в качестве определенной общественной группы происходит по иным существенным признакам, и основани­ям, нежели классовые различия. Здесь основой служит наличие общих возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и потребностей.

Молодежь в качестве объекта социологических исследований представляет собой большую общественную группу в возрастных границах от 16 до 30 лет, имеющую внутреннюю социально-клас­совую дифференциацию. Предметом же социологии молодежи явля­ется изучение места и роли молодежи в социальной структуре об­щества, форм проявления и механизмов действия законов и зако­номерностей социального развития в молодежной среде.

Для выяснения места и роли молодежи в обществе, необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, облик молодежи зави­сит от конкретных социальных условий, в которых она формируется и воспитывается. Во-вторых, молодежь как составная часть общества испытывает его постоянное идеологическое и общественно-психоло­гическое влияние, что способствует выработке у молодых людей черт, обусловленных господствующими в обществе производствен­ными отношениями. В-третьих, молодые люди в силу особенностей своего возраста имеют специфический психофизиологический склад. Эта специфика выражается в повышенной эмоциональности, острой восприимчивости, впечатлительности, подвижности, обостренном чувстве нового.

Молодежные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяются на две большие группы.

К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной груп­пы, ее места и роли в социально-классовой структуре; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и видов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации юношей и девушек, их социаль­но-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, идей­но-нравственной подготовки к труду, анализ социальных аспектов деятельности комсомола как молодежной организации.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими ив то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы об­разования, семьи и брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности процесса коммунистического вос­питания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов; развитие социальной активности молодежи; участие моло­дежи в социалистическом соревновании и движении за коммунистическое отношение к труду; особенности формирования и функционирования общественного мнения в молодежной среде и т. д.).

Геронтосоциология. Социология старения или, геронтосоциология, тесно связана с социальной геронтологией - комплексным на­учным направлением, в котором социальные аспекты старения и старости изучаются также экономикой, демографией, психологией, правоведением, социальной гигиеной и другими дисциплинами. Ис­следования в геронтосоциологии ведутся в трех основных на­правлениях. В первом изучаются социальные детерминанты биологического и психологического старения личности на поздних, завершающих этапах жизненного цикла, изменение по мере старе­ния социальных потребностей человека, установок, ценностных ори­ентации, интересов, мотивации, структуры деятельности и поведе­ния, социальной активности, всего образа жизни. Сюда же относится и изучение приспосабливаемое стареющего человека к новым для него условиям жизни и новым социальным ситуациям. В целом это направление концентрирует внимание на индивидуальных, лич­ностных особенностях старения и старости.

Второе направление в геронтосоциологии рассматривает различ­ные социальные группы и общности пожилых и старых людей, а также группы и общности (формальные и неформальные), в ко­торые они включены в качестве членов. Изучая такие группы (семью, родственные сети, круг знакомых и друзей, первичные ячейки политических, производственных, общественных организаций), социологи стремятся определить место, функции и роль престаре­лых в этих группах, их взаимоотношения с группой в целом и ее отдельными членами, а также влияние, оказываемое ближайшим социальным окружением, социальной средой на старение.

Наконец, третья группа проблем геронтосоциологии - это поло­жение престарелых как особой социальной и возрастной группы, являющейся важным элементом социальной и демографической структур общества, оказывающей влияние на различные социальные институты и процессы и, в свою очередь, испытывающей многообразное влияние общества. Это направление изучает деятельность институтов и организаций, занимающихся социальным обеспечени­ем, медицинским, бытовым и другими видами социального обслужи­вания престарелых. Предметом исследований служит и социальная политика государства в отношении пожилых и старых людей, их участие в политической, экономической и культурной жизни, господствующие социальные нормы, ценности и ожидания, связанные с ролью престарелых в обществе. В рамках этого направления изу­чаются также социальные факторы демографического старения на­селения и социальные последствия этого процесса,

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.

Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.Возрастная группа - совокупность людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: 5 - летние и 10-летние.В зависимости от репродуктивной способности людей выделяют поколение детей - до 15 лет, поколение родителей - 16-49 лет, поколение прародителей - 50 лет и старше. Чаще используется классификация по способности населения к труду. По ней выделяются группы населения младше трудоспособного (дорабочего) возраста - 0-14 лет, трудоспособного (рабочего) - 15-59 лет (в некоторых странах 15-64-65 лет) и старше трудоспособного (послерабочего) возраста - 60 или 65 лет и старше. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно

25. Социальная мобильность: определение и виды.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая - с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь.

В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

26. Стиль жизни, как фактор социализации .

Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а следовательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев, имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чиновники сферы управления; «массовые» группы интеллигенции – врачи, учителя, работники культуры, научные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работники правоохранительных органов; студенты; пенсионеры и инвалиды; маргиналы; организованная преступность; работники торговли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения, района города и т. д.

Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

ОБЩЕСТВО

Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социалъных отношений между людьми, структурукоторых составляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номиналь­ные и реальные группы, а также государство.

Полоролевая структура общества: Полоролевая структура общества с точки зрения его характе­ристики как фактора социализации имеет значение не столькосвоими количественными (соотношением мужчин и женщин разных возрастов и т.п.)сколько качественными показателями.

Полоролевая структура общества качественно характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат, патриархат,равенство полов);

различиями в уровне образования (так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (доля жен­щин, занятых неквалифицированным трудом и малопре­стижной работой, как правило, выше);

участием в руководстве организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в России в Думе, избран­ной в 1995 г., женщин было 10%, в 1999 г. - 5%, а в парла­ментах Норвегии и Дании - треть депутатов).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения.

Возрастная стратификация (распределение)присуща любому обществу, любой культуре.

Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на воз­раст человека, но и на его положение в статусной структуре обще­ства, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обя­занностей, предполагая определенный набор ожиданий и норм поведения. Мар­гарет Мид выделила три типа обществ в зависимости от темпов их развития и меры модернизированности - традиционно­сти, которые, по ее мнению, определяют характер межпоколенных отношений в процессе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а ныне в архаичных и в крайне идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поко­лению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модер­низирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для со­временных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам сме­лых подходов к решению проблем, которых не возникало ранее.