Меню
Бесплатно
Главная  /  Переводы с мобильного  /  Требования к строительству и реконструкции опо. Требования к строительству опасного производственного объекта Правила проектирования опасных производственных объектов

Требования к строительству и реконструкции опо. Требования к строительству опасного производственного объекта Правила проектирования опасных производственных объектов

Какие требования предъявляются к опасным производственным объектам в России по Федеральному Закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
  1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
  3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
    • 3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
  4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
  1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
    • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
    • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
    • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
    • обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
    • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
    • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
    • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
    • обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
    • предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
    • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
    • разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
    • заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
    • выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
    • приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
    • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
    • принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
    • анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
    • своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
    • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
    • вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
    • представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
  2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
    • соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
    • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
    • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • заключать с профессиональными аварийно - спасательными службами или с профессиональными аварийно - спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно - спасательные службы или профессиональные аварийно - спасательные формирования, а также нештатные аварийно - спасательные формирования из числа работников;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Информация гарантировано актуальна: апрель 2011 года.

«…Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)…»

«…Реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов…» - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

Специфика проектирования опасных производственных объектов (ОПО)

Есть несколько принципиальных отличий проектирования ОПО от объектов гражданского назначения:

  • Разработка проектной документации на опасные производственные объекты (всех классов) требует повышенного внимания со стороны проектировщика к организации безопасности производства (промышленной, пожарной, организации труда и т.д.). Ужесточены и сами требования нормативной базы к данным объектам.
  • Зачастую при проектировании ОПО требуется разработка специфических специальных разделов предусмотренных Федеральными законами - «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ПМ ГОЧС), «Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС)», «Декларация промышленной безопасности ОПО (ДПБ)».
  • При проектировании ОПО в нефтяной, газовой, химической промышленности, а также в других отраслях так или иначе связанных с технологическими системами и установками, ключевую роль в проектировании занимает Технологическая группа (подраздел «Технологические решения»).

Реконструкция опасных производственных объектов (ОПО)

Наиболее распространенной задача действующего ОПО - необходимость реконструкции в связи с расширением вида деятельности и увеличения мощностей.

При разработке проекта реконструкции основную сложность составляет ограниченность территории к будущей застройке и соответствие всем существующим нормам по размещению дополнительных зданий, оборудования. Также при расширении действующего ОПО необходимо учитывать существующую технологию и совместимость с предлагаемыми решениями, места хранения и доставки исходного сырья и готовой продукции. Особое внимание на начальном этапе необходимо уделять необходимости предпроектного обследования и сбора исходных данных для проектирования.

Изучение, анализ существующей проектной документации и актуальность принятых проектных решений - также одна из основных задач при реконструкции. Очень часто возникает необходимость разработки новых разделов на весь ОПО, несмотря на имеющееся положительное заключение последней экспертизы, в соответствии с изменениями в законодательстве. При разработке специальных разделов важно организовать слаженную и согласованную работу всех исполнителей, учитывая каждое принятое проектное решение.

Проектирование нового опасного производственного объекта (ОПО)

При проектировании новых опасно производственных объектов (особо опасных, ОПО) особое внимание уделяется граничащим объектам к отводимой под строительство территории, наличию действующих санитарно-защитных и природоохранных зон, зон жилой застройки и процедуре согласования при отводе земельного участка. Разработка всех разделов проектной документации ведется с «нуля», поэтому во избежание шибок допущенных при проектировании важно сотрудничать с одной проектной организацией в рамках одного проекта, а также грамотно изложить требования и пожелания заказчика в техническом задании.

Сроки выполнения проектирования

Важно понимать, что сроки выполнения проектных работ зависит от наличия исходных данных, а также от глубины проработки технического задания и требований Заказчика к объекту. Зачастую на практике Заказчик меняет свои требования уже в процессе проектирования из-за не проработанности на этапе подготовки ТЗ, из-за этого могут быть сдвинуты сроки, а проектировщикам приходится делать «двойную» работу. Минимизировать данный момент позволит проведение предпроектных работ , в ходе которых уже будут разработаны и согласованы с Заказчиком основные технические решения, после чего отражены в проекте. Данный аспект особенно важен если речь идет о крупном производственном объекте.

Благодаря богатому опыту наши специалисты способны выполнить проектные работы в отведенные сроки без лишней головной боли для Заказчика, а также способны решить самые нестандартные задачи. А обратившись к нам на этапе подготовки к проектным работам, Вы всегда сможете получить грамотную консультацию от опытных специалистов.



1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 18-10-2002 61-А ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩИХ ПРАВИЛ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ... Актуально в 2018 году

III. Требования к проектированию опасного производственного объекта

3.1. При проектировании опасных производственных объектов обеспечивается контроль качества проектной документации и авторский надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства опасных производственных объектов.

3.2. При разработке проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (далее - проектная документация) в соответствующих разделах проектной документации на всех этапах проектирования учитываются требования и предусматриваются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами.

3.3. В проектной документации предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий и локализации их последствий, как на самом проектируемом объекте, так и в результате аварий на других объектах в районе размещения проектируемого объекта.

При разработке данных мероприятий учитываются источники опасности, факторы риска, условия возникновения аварий и их сценарии, численность и размещение производственного персонала.

В проектной документации на консервацию или ликвидацию опасного производственного объекта предусматриваются мероприятия по предупреждению аварий, локализации и ликвидации их последствий как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении.

3.4. В проектной документации предусматриваются обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления.

3.5. Для опасного производственного объекта, для которого Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" или Госгортехнадзором России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445) установлена обязательность разработки декларации промышленной безопасности, в составе проектной документации разрабатывается декларация промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается, уточняется и проходит экспертизу промышленной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Госгортехнадзора России <*>.

3.7. По обращению заказчика или лица, представляющего его интересы, исходные данные для разработки проектной документации рассматриваются органами Госгортехнадзора России на соответствие требованиям промышленной безопасности, достижениям научно - технического прогресса в области новых технологических процессов, оборудования и материалов.

Есть вот такое письмо Росстроя:

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Управление регулирования градостроительной деятельности Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с письмом Национального объединения проектировщиков от 25 апреля 2013 г. N ОГВ/206 рассмотрело письмо о разъяснении нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области проектирования особо опасных производственных объектов и в рамках компетенции сообщает.
Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в разделе 9 ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" (далее - ГОСТ Р 54257-2010). Согласно ГОСТ Р 54257-2010 уровень ответственности зданий и сооружений зависит от социальных, экологических и экономических последствий их повреждений и разрушений.
Исходя из принятого для объекта уровня ответственности назначаются различные параметры проектирования и строительства, в том числе поправочные коэффициенты при расчетах конструкций, объем изысканий и т.п. Пунктом 9.2 ГОСТ Р 54257-2010 установлено, что уровень ответственности зданий и сооружений, а также численные значения коэффициента надежности по ответственности устанавливаются генпроектировщиком по согласованию с заказчиком в задании на проектирование или в специальных технических условиях (СТУ), но не ниже определенных в данном национальном стандарте минимальных значений.
Здания и сооружения, отнесенные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам, идентифицируются в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) как здания и сооружения повышенного уровня ответственности.
Вместе с тем ГОСТ Р 54257-2010 предусмотрено, что для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
В то же время в сфере промышленной безопасности опасные производственные объекты часто понимаются не только в техническом смысле (здания и сооружения), но и административном (предприятие, учреждение, цех, организация и т.п.). Эти административные ячейки, согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), должны регистрироваться как опасные производственные объекты и являются объектами надзора.
Таким образом, категория "особо опасные, технически сложные или уникальные объекты", установленная статьей 48.1 Кодекса, и категория "опасные производственные объекты", установленная Федеральным законом N 116-ФЗ (приложения 1 и 2), совмещаются лишь частично и не являются тождественными.
Из непонимания этого обстоятельства возникает распространенное заблуждение, что все здания и сооружения, расположенные на территории опасного производственного объекта (например, предприятия), должны быть отнесены к повышенному уровню ответственности.
Таким образом, понятие "уровень ответственности" применяется к техническим объектам, то есть к зданиям и сооружениям.
Обращаем внимание, что ГОСТ Р 54257-2010 и СТО 36554501-014-2008 "Надежность строительных конструкций и оснований", утвержденный приказом ФГУП "НИЦ "Строительство" от 23 сентября 2008 г. N 219, согласно нормам Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) являются документами в области стандартизации добровольного применения, поэтому применяются в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 384-ФЗ и нормативных документов обязательного применения.
Применение стандартов организаций, порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 - 13, 17 Федерального закона N 184-ФЗ и норм ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандарты организаций. Общие положения".
В настоящее время обязательным для применения в соответствии с пунктом 1 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р (далее - Перечень), являются положения ГОСТ 27751-88* "Надежность строительных конструкций и оснований".
До официального внесения изменений в Перечень следует руководствоваться на обязательной основе положениями национальных стандартов и сводов правил, включенных в Перечень.

Начальник Управления регулирования
градостроительной деятельности
Д.В.БЕЛЯЕВ

Следует ли из этого, что при проектировании , например, установки первичной переработки нефти часть ее сооружений можно выполнять отнеся их к нормальному уровню ответственности. При этом не учитывая, что расчеты энергетических потенциалов и радиусов зон разрушения (Приложения 2 и 3 ФНПП "ОПВБ") показали, например, что все сооружения попали в 1 зону разрушения с избыточным давлением по фронту ударной волны более 100 кПа. Пущай рушатся ??