Меню
Бесплатно
Главная  /  Разное  /  Регионы на дотации государства. Какие регионы России считаются дотационными? Переливание из пустого в порожнее

Регионы на дотации государства. Какие регионы России считаются дотационными? Переливание из пустого в порожнее

Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.

Дотационный уровень российских регионов на современном этапе

Россия вернулась к среднесрочному трёхлетнему планированию бюджета на всех уровнях бюджетной системы. Произошла общая адаптация к изменению внешнеэкономической конъюнктуры и улучшение финансовой ситуации в субъектах. Однако Министерство финансов РФ озабочено серьезным разрывом в доходах, налоговой базе, уровне жизни и в целом в экономическом развитии регионов. По словам директора департамента межбюджетных отношений Минфина Ларисы Ерошкиной “разрыв по уровню валового регионального продукта между максимальным и минимальным значением составляет 93 раза, по среднедушевому уровню доходов граждан - 5 раз, по объему инвестиций в основной капитал - 208 раз, объему производства товаров и услуг на одного жителя - 75 раз.” Правительство разрабатывает ряд мер для сглаживания бюджетных диспропорций между регионами.

Разница в развитии 85 субъектов Российской Федерации действительно заметна. Есть большая зависимость экономики от территориального местоположения, это наличие минерально-сырьевой базы региона, удаленность от развитой транспортной инфраструктуры, ландшафт, и от совокупности демографических показателей. Данные показатели порой являются критичными для наполняемости бюджета, что и демонстрирует статистика, когда бюджетам некоторых субъектов государство выделяет значительные суммы на покрытие расходов, которые территория не в состоянии покрыть самостоятельно.

Имея такое положение дел, Минфин РФ использует соответствующее бюджетное регулирование. Веерная модель распределения бюджетных доходов закрепляет ряд налогов за каждым уровнем бюджетной системы и определяет механизм долевых отчислений из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты. Регулирование региональных и местных бюджетов осуществляется в большей степени за счет межбюджетных трансфертов. По общему определению межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Основные затратные в России формы трансфертов: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ.

Если самостоятельная стабилизация доходов и расходов территориальных бюджетов не представляется возможной, то применяется дотационный метод, предусматривающий плановую передачу денежных средств из вышестоящих в нижестоящие бюджеты. По определению Бюджетного кодекса регион относится к числу доноров, если может обеспечить финансирование государственных услуг, установленного перечня, и уровень его бюджетной обеспеченности выше расчетного минимума по стране, т. е. не нуждается в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности. Данные Минфина говорят о том, что в Российской Федерации в помощи на покрытие расходов нуждаются более 70 субъектов из 85. В 2017 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности были выделены 72 регионам.

В 2016 году число субъектов доноров составило 14(см. рис.1): Республика Татарстан (1),Калужская область (2), Ленинградская область(3), Московская область(4), Самарская область(5), Сахалинская область(6), Свердловская область(7), Тюменская область(8), Ярославская область(9), город федерального значения Москва(10), город федерального значения Санкт-Петербург(11), Ненецкий автономный округ(12), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра(13), Ямало-Ненецкий автономный округ(14). В 2017 году из списка доноров выбыла Ярославская область:

Рисунок 1. Субъекты-доноры Российской Федерации в 2016 году.

Данные статистики говорят о сокращении доли доноров и соответственно увеличении реципиентов, за 12 лет, с 2006 по 2017 г., число регионов-доноров в России сократилось с 25 до 13. В списке из оставшихся регионов эксперты выделяются регионы с неустойчивой позицией, Ненецкий автономный округ, Самарская и Свердловская области – кандидаты на выбывание из списка доноров из-за сокращающихся поступлений, как в региональную бюджетную систему, так и в бюджеты всех уровней. Доля их налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет не больше 5%. Доля же основных поступлений почти 40 их 60% приходится на Москву и нефтяные Тюменскую область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. Помимо экономических кризисов причиной таких тенденций стала политика централизации доходов. Централизация и усиливающаяся зарегулированность пагубно сказываются на бюджетах регионов, бюджеты теряют силу, на примере Свердловской и Самарской областей и Ненецкого автономного округа падает объем налоговых доходов в региональный бюджет, тем самым ослабляя его. Показатели неутешительные и при нынешней политике отрицательные тенденции имеют возможность развития.

Система долевых отчислений призвана быть регулятором нижестоящих бюджетов, создана стимулировать их потенциал. Принцип дотационного метода не заключается в изъятии части денежных средств у сильных регионов и передачи их отстающим. В федеральном бюджете аккумулируются налоги, закреплённые за ним (НДС, НДИ, 50% акцизов, 3% налога на прибыль), затем средства перераспределяются между регионами, в том числе возвращаясь к своим источникам в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность, субсидий и субвенций. При такой системе помощи трансферты являются очень сильным инструментом влияния на нижестоящие бюджеты, при грамотном управлении эта мера может стать стимулом к наращиванию налогового потенциала слабых регионов и к повышению эффективности их расходов. Однако дотационная помощь регионам становится всё более актуальной, а её размеры растут. Центральное место, как бюджетообразующий трансферт, занимают именно дотации на выравнивание БО. В 2017 году на дотационное обеспечение было выделено 614,6 млрд. В 2018 году плановая сумма дотаций — 645,1 млрд. рублей, из таблицы 1 видно, что 10-ти самым нуждающимся регионам из 72 уйдет около 45% выделенных денежных средств. То есть почти половина суммы распределена всего лишь между десятью регионами.

При недостаточности бюджета надо рассматривать обе его составляющие, требуется проанализировать формирование доходов и принятые расходные обязательства. Доходы региона зависят от его налогового потенциала и от эффективности налоговой политики, проводимой властью субъекта. Налоговый потенциал территории напрямую зависит от уровня развития её экономики. Большое значение имеет отраслевая специфика региона и минерально-сырьевая база, развитость бизнеса, пролегание транспортных путей, уровень жизни и безработицы.

На ненаполняемость бюджета влияет и неграмотно или неправильно проводимая политика местных органов управления. Это могут быть заниженные ставки, неэффективные льготы, слабая контрольная система. Расходы в первую очередь зависят от затратной специфики региона: инфраструктура, демографические показатели, расселённость населения. Также Минфин субъекта может принять к исполнению повышенные обязательства, регион может пытаться финансировать федеральные полномочия, которые сам на себя взял. Или же расходные обязательства могут расти в связи с реализацией инвестиционных проектов.

Таблица 1. «10 самых дотационных территорий»
10 самых дотационных территорий Размер дотации, млрд. руб. Удельный вес дотации, %
Дагестан 59,07 9,2%
Якутия 43,94 6,8%
Камчатский край 39,36 6,1%
Алтайский край 27,13 4,2%
Чечня 27,08 4,2%
Ставропольский край 19,2 3%
Бурятия 18,3 2,8%
Крым 17,71 2,7%
Башкирия 16,42 2,6%
Тыва 15,73 2,5%
Итого 283,95 45%

В России также есть регионы, нуждающиеся в помощи на постоянной основе, в бюджете которых на протяжении не одного года присутствуют дотации, и есть, так называемые, высокодотационные регионы (ВДР), где в бюджетах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В приказе Минфина России от 9 ноября 2016 года № 481 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации» на 2017 год утвержден перечень таких субъектов: Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Тыва, Камчатский край, город федерального значения Севастополь.

Такие регионы государство спонсирует каждый год. И текущая финансовая помощь, предоставляемая государством, их единственный выход для “выживания”, даже самое лояльное кредитование для данных регионов не решение. Постоянное нахождение на поддержке государства провоцирует формирование иждивенческих настроений в регионе. Чтобы не допускать подобного, к дотируемым регионам предъявляются различные требования и ограничения, а также проводится стимулирующая политика развития экономических возможностей. Таким регионам требуется не только финансовая помощь, данные регионы нужно развивать всеми возможными путями, чтобы хотя бы со временем уменьшить нагрузку, падающую на все бюджеты бюджетной системы. Но задача является крайне сложной в связи с их территориальным положением и демографическими особенностями. Если проводить политику децентрализации налоговых доходов для повышения уровня самостоятельности субъекта, то нужно оставлять деньги регионам, не забирать налоги, собранные у себя. Но возможности децентрализации налоговых доходов федерального бюджета существенно ограничены неравномерностью размещения их налоговой базы по территории России, дифференциацией налогового потенциала регионов в целом, которая в последние годы не имела тенденции к сокращению. К сожалению, лишь усилится разрыв между бедными и богатыми, развитыми и развивающимися.

Дотации являются нецелевыми трансфертами, то есть цели их расходования при выделении не прописываются, регион самостоятельно направляет средства на исполнение максимально актуальных задач. Регионы испытывают серьезную нагрузку на свои бюджеты с точки зрения роста стоимости обслуживания госдолга, в таблице 2 представлена статистика за 4 года по регионам, имеющим активный рост процентных платежей.

Таблица 2. «Отношение расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (за исключением расходов на обслуживание бюджетных кредитов) к среднему объему государственного долга субъекта РФ»
2014 2015 2016 2017
Ивановская область 8,51% 9,53% 11,84% 13,60%
Костромская область 8,47% 9,82% 11,12% 11,42%
Республика Калмыкия 5,81% 9,65% 10,62% 11,81%
Республика Дагестан 12,36% 13,10% 14,03% 13,93%
Республика Северная Осетия 10,96% 10,47% 12,75% 13,17%
Республика Марий Эл 10,22% 9,84% 11,50% 12,59%
Республика Тыва 13,08% 8,44% 15,47% 13,81%
Республика Хакасия 8,60% 8,49% 10,06% 11,51%
Еврейская АО 9,57% 9,84% 11,85% 13,91%

Отчасти долги региона и дефицит бюджета становятся причинами выделений территориям дотаций. Государственный долг субъектов РФ, по данным на 1 января 2016 года, составил 2,3 трлн. рублей или 36,5% к налоговым и неналоговым доходам. В зоне риска 14 регионов, у которых на 1 января госдолг превысил 100% объема налоговых и неналоговых доходов: Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский край, Астраханская, Костромская, Псковская, Саратовская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ. При этом существует риск сокращения поступлений от регионов – доноров. Таким образом, первостепенная задача дотационных доходов покрытие расходов субъекта, устранение дефицита. В планах государства дотации должны являться инструментом развития территории за счёт своего нецелевого характера.

Сложная и неоднозначная ситуация складывается в России в отношении дотационной поддержки субъектов, а именно дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Инструмент, безусловно, нужный нам на данном этапе развития, именно в связи особенностями и возможностями регионов России и имеющий в себе потенциал для развития территорий. Но значительный рост потребления дотационных средств и сокращение доноров вызывает опасения насчёт устойчивости системы и несет усиленную нагрузку на бюджеты. Данный вопрос неоднозначен и требует тщательного детального изучения в динамике каждого региона и страны в целом с учетом всех макроэкономических изменений.

Барбашева Яна Александровна

e-mail: [email protected]

В 2018 году большинство российских регионов продолжает оставаться дотационными. Чаще всего дотационность регионов России искусственная — тем самым центральной власти намного проще управлять отдельными частями страны. Забрав большинство налогов в федеральную казну, федеральная власть ставит губернаторов в полную зависимость. Регионы дотируются общероссийской казной достаточно неравномерно. Величина дотации зависит от того, насколько сам регион может зарабатывать деньги. Дотации регионам России в 2018 году — принципы расчета, таблица регионов с точной суммой дотации.

Как распределяются дотации регионам России в 2018 году

Принципы, по которым федеральная власть распределяет дотации регионам, меняются достаточно часто. В 2018 году действует уже одиннадцатая по счету методика дотирования регионов.

Тем не менее, общая суть не меняется. В основе расчета дотаций лежит так называемая финансовая обеспеченность региона на душу населения. В бюджете региона должна быть заложена некая минимальная сумма средств на каждого проживающего.

Бюджет региона, условно говоря, не должен быть меньше суммы, равной количеству жителей, умноженному на определенную величину в рублях.

Величина средств на каждого жителя региона разнится для разных республик или областей страны. Например, в таких регионах, как Камчатка, Чукотка или Якутия, в бюджете нужно закладывать в разы больше средств на каждого жителя только потому, что стоимость бюджетных услуг, которые получают все жители России, здесь в разы выше.

Для того, чтобы подсчитать точную сумму дотации для региона, федеральная власть считает приблизительную сумму средств, которую регион может собрать в свою пользу с местного бизнеса и тем самым наполнить собственный бюджет. Недостающие до финансовой обеспеченности на душу населения средства и будут составлять сумму дотации для региона.

Дотационными регионами в России является абсолютное их большинство — 73 из 85.

При этом дотации распределяются очень неравномерно. Пять регионов получает 30% всех федеральных дотаций. Это Дагестан, Саха Якутия, Камчатский и Алтайский края, а также Чеченская Республика.

13 регионов получат ровно половину всех федеральных дотаций. То есть, столько же, сколько еще 60 российских субъектов федерации.

Не входят в число дотационных регионов только крупные промышленные области и республики вроде Татарстана или Свердловской области, нефтедобывающие регионы вроде Ханты-Мансийского АО, а также Москва и Санкт-Петербург, которые собирают огромные налоги с миллионов проживающих и с местного бизнеса.

Фото: pxhere.com

Дотации для регионов в 2018 году: кому и сколько

Следующая таблица содержит точные суммы дотаций для конкретных российских регионов.

Стоит иметь в виду, что приведенные цифры — по-своему лукавые и не отражающие всех нюансов уровня дотационности того или иного региона. Так, Дагестан всегда лидирует в этом рейтинге во многом из-за высокой численности проживающих здесь жителей (более трех миллионов человек). Однако, процент бюджета, сформированный за счет дотаций, здесь не такой высокий, как в той же Чечне.

Чеченская республика хотя и занимает пятое место в рейтинге дотационных регионов, зависит от дотаций сильнее всего. 84% бюджета республики формируется за счет дотаций и других поступлений из федеральной казны. Бюджет Республики Крым формируется за счет дотаций на 67%, хотя в рейтинге Крым и расположен “Только” на восьмом месте.

Регион России Величина дотаций, млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,2
Республика Бурятия 18,3
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,5
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,8
Курская область 3,77
Костромская область 3,7
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,6
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,6
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,3
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0
Ленинградская область 0
Московская область 0
Самарская область 0
Сахалинская область 0
Свердловская область 0
Тюменская область 0
город федерального значения Москва 0
город федерального значения Санкт-Петербург 0
Ненецкий автономный округ 0
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 0
Ямало-Ненецкий автономный округ 0

Минфин России опубликовал перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 1032). Как и в 2019 году, дотационными признано 72 субъекта РФ. Такие регионы не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и муниципального бюджетов исполнительным органом власти региона.

К не получающим дотации регионам по-прежнему относятся Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Республика Татарстан, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Также в приказе приведены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 10% или 40% собственных доходов консолидированного бюджета. Список последних по сравнению с 2019 годом не изменился. А к десятипроцентным дотационным регионам добавились четыре области – Астраханская, Владимирская, Саратовская и Смоленская. В регионах с большой долей дотаций будут проводиться мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Еще один перечень регионов, представленный в бюджете – это те субъекты, в бюджетах которых доля трансфертов в течение этого же срока не превышала 20% собственных доходов. На 2020 год в него включено 48 регионов – на два региона меньше, чем на 2019 год (исключены Вологодская и Новгородская области). Указанные в этом списке регионы вправе размещать бюджетные средства на банковских депозитах.

70 субъектов федерации закончили 2018 год с профицитом бюджета

Дотации регионам от федерального центра в 2018 году впервые превысили 1 трлн руб., оценило «Эксперт РА». При этом дотации обеспечили рекордный профицит в подавляющем большинстве субъектов

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Объем дотаций, которые федеральный центр выдал российским регионам, в 2018 году впервые превысил 1 трлн руб., следует из данных Минфина и расчетов агентства «Эксперт РА» (есть у РБК).

Сколько дотаций получили российские регионы

Размер предоставленных дотаций достиг 1,035 трлн руб. Еще годом ранее он составлял 759 млрд руб., а до этого — 656 млрд руб. «Особенность 2018 года — те или иные дотации получили все российские регионы, включая Москву и Тюменскую область [самые богатые]. Причем Москва с объемом дотаций 27,6 млрд руб. вошла в топ-7 регионов по объему полученных дотаций», — сказал РБК младший директор отдела корпоративных и суверенных рейтингов «Эксперт РА» Александр Шураков.

Практически половина всего роста дотаций в 2018 году (136 млрд из 277 млрд руб.) пришлась на обеспечение сбалансированности бюджетов, которое управляется в «ручном режиме» в отличие от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, рассчитываемых по специальной формуле, отмечает аналитик. На 60 млрд руб. выросли компенсации расходов на рост зарплат бюджетников. В прошлом году власти минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум, а также продолжили индексировать зарплаты бюджетникам по майским указам 2012 года, и нагрузка по увеличению зарплат врачей, учителей и т.д. в региональных (не федеральных) учреждениях пришлась, соответственно, на субъекты.


«Получение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности обуславливается рядом условий: раньше их просто давали, а теперь регионы берут на себя обязательства, а высокодотационные — еще больше обязательств. Дотации на обеспечение сбалансированности — инструмент, который применяется в течение года, когда регион заявляет о каких-то проблемах», — говорит ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «В предыдущие годы в этих трансфертах было много политики. Можно предположить, что в этом году произошло то же самое. Это похоже на режим ручного управления», — полагает эксперт.

Как это отразилось на бюджетах

«По итогам 2018 года у 70 российских регионов консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом, причем агрегированный профицит составил 510 млрд руб. Это рекордные показатели как минимум за последние 17 лет», — говорит Шураков. Для сравнения: в 2017 году в России было лишь . Профицит всех региональных бюджетов достиг 510 млрд руб. против дефицита 52 млрд руб. годом ранее.


Если для федерального бюджета профицит или дефицит оценивается как доля от объема ВВП за год, то с регионами действует другая методика: профицит или дефицит сравнивают с объемом их собственных доходов (налоговые и неналоговые поступления без учета помощи из федерального бюджета). Лидерами по уровню профицита в 2018 году стали Дагестан (30,5% к доходам) и Севастополь (27,4%), однако во многом это связано с низким уровнем самодостаточности. В пятерку самых профицитных регионов также вошли ЯНАО, Кемеровская и Волгоградская области, чей уровень самостоятельности значительно выше.

Наиболее высокий дефицит бюджета зафиксирован у (24,5% доходов), Хабаровского края (10,8%) и Еврейской автономной области (6,9%).

«Ситуация новая. Объем госдолга , но при этом он остался довольно высоким для некоторых регионов. Мы живем с профицитом, но у нас при этом большие кредиты», — говорит завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.


При этом рост расходов на зарплаты бюджетников, которые должны расти в соответствии с майскими указами 2012 года, не оказал существенного негативного влияния на бюджеты регионов, указывает Александр Шураков. «В целом фонд оплаты труда «майских бюджетников» с учетом соцвзносов в 2018 году увеличился на 532 млрд руб. Но так как часть этих расходов «возвращается» в региональные бюджеты в виде НДФЛ, то чистый рост расходов на ФОТ и соцвзносы составил примерно 479 млрд руб.», — объясняет он.

Инвестиции снижаются перед новым майским указом

Рекордный профицит регионов обеспечили не только дотации, но и экономия властей на бюджетных инвестициях. Их доля в расходах консолидированных бюджетов регионов в 2018 году составила лишь 10,8%. Она была выше в 2015-2016 годах, когда экономика была в рецессии или стагнации, а также в 2017 году. В номинальном выражении регионы вложения не сокращали, но их расходы росли, что сократило и долю инвестиций в них, объясняет Шураков.

«Если бы поддерживались пропорции предыдущих лет, то объем бюджетных инвестиций был бы примерно на 240 млрд руб. выше (а профицит бюджетов, соответственно, ниже). Основное направление бюджетных инвестиций — инвестиции в дорожное хозяйство», — указывает аналитик.

Нагрузки у регионов прибавится в связи с реализацией нового майского указа президента Владимира Путина. Из 25,7 трлн руб. расходов на нацпроекты на региональные бюджеты 4,9 трлн руб. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов говорил, что в основном эти траты будут обеспечены федеральными трансфертами, а непосредственно регионы 2-3% расходов. Взамен регионы подписываются под KPI для выполнения нацпроектов.

Сейчас у регионов все меньше свобод, а дотации и субсидии даются под все более жесткие условия, говорит Андрей Чернявский. Регионы зажаты — они предпочитают иметь профицитный бюджет и максимально сокращать долг, добавляет он.