Меню
Бесплатно
Главная  /  Про долги  /  Плюсы развития внутреннего рынка страны. Единый рынок органики стран еаэс – сложности формирования

Плюсы развития внутреннего рынка страны. Единый рынок органики стран еаэс – сложности формирования

Предметом торговли на внутреннем рынке могут выступать продукты питания, природные ресурсы, ценные бумаги и объекты. В сфере трудоустройства выделяют внутренний рынок труда.

Исходя из этих факторов, существует несколько определений для внутреннего рынка:

  • Это весь товарооборот и его особенности в рамках федеральной экономики.
  • Это рынок, со своей экономической системой между производителями, продавцами и покупателями, функционирующий в пределах одного государства.
  • Это экономические и административные процессы, регулирующие отношения между субъектами внутри торгового пространства.
Внутренний рынок способствует формированию рыночных тарифов и координирует все торгово-денежные операции в государстве.

Сегменты внутреннего рынка

Прогресс в сфере производства и товарно-денежного оборота способствует образованию и расширению внутренних рынков. Специализация и характер деятельности определили сегментацию внутренних рынков одной страны. Так, розничные рынки отделились от оптовых, товарные рынки от рынков факторов производства.

Рынок ценных бумаг и фондовый

Это организованная среда, в которой происходят сделки на бирже, продаются и покупаются капиталы и активы, выпускаются и пускаются в оборот ценные бумаги.

Говоря о внутреннем рынке, опять же понимается территориально ограниченное пространство, например, внутри страны.

Рынок труда

Он действует на основе перемещения кадров по вертикали (карьерный рост) или горизонтали (смена рабочей компании на другую, но с сохранением прежней должности). Рынок рабочей силы, можно отнести и к сегменту «Ресурсы страны». Трудовые взаимоотношения и спрос на работников напрямую влияют на состояние экономики государства.

Рынок недвижимости

Данный сектор помогает устанавливать рыночные цены на жилые и нежилые объекты. С его помощью формируется успешное администрирование пространства.

На торгах недвижимостью происходят уступки прав собственности на имущество.

Валютный рынок

Состояние этого сектора, а именно валютная стабильность или скачки курсов моментально сказываются на размерах импорта- и экспорта- замещения. В случае падения внутренней валюты закупка импорта значительно снижается, а потребление отечественных продуктов увеличивается.

В состав валютного рынка входят различные биржи, финансовые учреждения и электронные кассы.

Кредитный рынок

Регулирование всех кредитных взаимоотношений между банками, МФО и их клиентами. В качестве заемщиков могут выступать как физические, так и юридические лица. Предметом этого внутреннего рынка являются деньги.

Инвестиционный рынок

Главная его задача — привлечение инвестиций с помощью верного распределения финансов и капиталов.

Рынок товаров и услуг

Он регулирует отношения производителей, продавцов и потребителей материальных товаров и нематериальных услуг. Сюда относят: ресторанный бизнес, деятельность нотариальных контор и т. д..

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

В целом к 1 января 1970 года основы общего рынка были заложены. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Еще по теме 6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка:

  1. ТЕМА V ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФ РАСТ РУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
  2. 1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
  3. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  4. §3.2. Предоставление политического убежища и статуса беженца как канал легализации: политико-правовые трудности в формировании общего подхода
  • 9. Международное производство.
  • 10 Распределение богатства. Бедность.
  • 11. Глобализация хозяйственной деятельности. Уровень глобализации.
  • 12. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 13. Глобализация и экономическое развитие национальных хозяйств.
  • 14. Саудовская Аравия с мировой экономике, особенности развития, социальная структура хозяйства, вэс.
  • 15. Региональная экономическая интеграция.
  • 16.Южная Корея: специфика социально-экономической модели и интеграции в мировую экономику.
  • 17. Финансирование мирового хозяйста
  • 18. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве.
  • 19. Экономический рост и социальный прогресс.
  • 20. Международная задолженность, её воздействие на экономическое развитие
  • 21. Продовольственная безопасность. Голод. Его масштабы и пути решения.
  • 22. Демократическая республика Конго в мировом хозяйстве.
  • 23. Минеральные ресурсы и экономическое развитие.
  • 24. Особенности социальной структуры хозяйства кнр
  • 25. Численность и динамика населения мира, его распределение по странам и регионам. Понятие демографического перехода.
  • 26. Бразилия в мировой экономике.
  • 27. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 28. Использование рабочей силы, ее характерные черты. Безработица.
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.
  • 30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.
  • 31. Развитие сельского хозяйства мира в 1980-2000-е годы
  • 32.Япония: сравнительная характеристика модели развития, динамика и структура экономики, место в мировой экономике.
  • 33. Милитаризация мирового хозяйства.
  • 35. Обрабатывающая промышленность в мировом хозяйстве. Роль, динамика, структура.
  • 36. Мировой экономический порядок, его эволюция.
  • 37. Ниокр в мировой экономике. Их показатели, распределение по группам стран. Влияние.
  • 38. Сбережения и накопления в мировом хозяйстве. Роль. Динамика. Прибыли.
  • 39 Основные признаки развитых стран
  • 40. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 41. Характерные черты экономического развития ес в 1990-2000-е годы.
  • 42. Дифференциация экономического развития развивающихся стран.
  • 43. Основные черты хозяйственного механизма ес.
  • 44. Развивающиеся страны в мировой экономике. (смотри на листочке моем лучше)
  • 45. Сша в мировом хозяйстве. Особенности и факторы развития.
  • 46. Структура предложения на внутренних рынках развивающихся стран.
  • 47. Характерные черты социально-экономической структуры хозяйства сша.
  • 48. Развивающиеся страны в мэо в 1990-2000е годы.
  • 49. Индия в мировой экономике. Показатели развития. Социально-экономическая структура хозяйства.
  • 50. Механизм мирового хозяйства, его функции, инструменты.
  • 51. Экономическое развитие России. Место страны в мировой экономике.
  • 52. Развивающиеся страны в международном движении капитала.
  • 53. Рф в международных экономических отношениях.
  • 54. Основные направления экономической стратегии и геополитики развитых стран.
  • 55. Основные черты хозяйственного механизма Японии.
  • Вопрос 56. Внешняя торговля развивающихся стран. Новая география торговли.
  • 57. Развитие человека. Качество жизни.
  • 58.Основные направления внешнеэкономической стратегии сша
  • 59. Международная миграция рабочей силы. Виды и последствия международной трудовой миграции.
  • 60. Машиностроение мира
  • 61. Показатели мирового развития и участия страны в мировом хозяйстве
  • 29. Общая характеристика внутренних рынков развитых стран.

    Экономическое развитие стран во многом определяется характером и глубиной общественного разделения труда, в процессе которого происходит развитие внутренних рынков. Условия их функционирования влияют на эффективность производства как отдельных его видов, так и экономической системы в целом. Внутренний рынок, под которым подразумевают систему обмена внутри национального хозяйства без экспортно-импортного сектора, выступает первичным элементом всей системы функционирования мирового хозяйства. Он включает внутренние связи, которые характеризуют масштабы и формы взаимодействия различных видов производства, входящих в состав хозяйства. Внешние связи обслуживают участие национального хозяйства в мировой экономике.

    Объем и уровень развития внутренних рынков

    1. Масштабы внутренних рынков большинства развитых стран, определяемых по величине ВВП, выделяются среди всех стран мира. Они входят в число 50 ведущих рынков. Только при подсчете валового продукта на базе покупательной способности валют, при котором учитывается нерыночный сектор развивающихся стран, позиции развитых государств выглядят несколько слабее. В этом случае в число десяти крупнейших экономик мира входят только шесть национальных хозяйств. Отмечая величину ВВП как один из показателей объема внутреннего рынка, следует отметить, что целый ряд малых стран отличается высокой степенью интернационализации их хозяйствен-, ной деятельности.

    2. Другим обобщающим показателем объема и степени развития внутреннего рынка служит доход на душу населения. В целом этот показатель по развитым странам в зависимости от методов подсчета в 3,5 - 5 раз превосходит среднемировой уровень. Все страны рассматриваемой подсистемы мирового хозяйства входят в число 35 ведущих по этому показателю стран мира.

    3. Величина рынка зависит от числа обслуживаемых потребителей. Чем больше общество, на потребности которого рассчитано внутреннее производство, тем шире возможности для его развития, хотя определенная часть потребителей выступает в качестве производителей. Поэтому численность населения служит определенным ориентиром потребительного и производительного потенциала общества, хотя прямой связи между размерами населения и объемом внутреннего рынка нет.

    4. Характерная черта рынков развитых стран - удовлетворение спроса почти всего населения товарным производством. Это обусловлено распространением наемного труда, качественным характером найма. Соответственно важной чертой внутренних рынков выступает тесная взаимосвязь сферы производства и потребления.

    5. Одним из важнейших показателей развития внутренних рынков выступает уровень развития денежных отношений рынка, выразителем которого может служить отношение кредитных обязательств внутри страны к ВВП.

    Производственный спрос определяется состоянием производственной сферы, а совокупный потребительский спрос - денежными требованиями в основном физических лиц.

    30. «Теневая экономика». Масштабы и влияние на социально-экономическое развитие.

    Теневая экономика.

    Теневая экономика обозначает всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. Теневая экономика – это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни.

    Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов экономической деятельности включает в себя три самостоятельных сегмента: 1) неформальная («неофициальная») экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место нефиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг; часто наблюдается при сокрытии этой деятельности от налогов, но также охватывает неоформленную трудовую деятельность в личных подсобных хозяйствах, строительстве, торговле и других отраслях; 2) криминальная («нелегальная», «подпольная » ) экономика – все запрещенные международным и национальным правом виды экономической деятельности; к этому сегменту относятся экономические агенты, занятые незаконным производством или сбытом продуктов и услуг (например, врачи, практикующие без лицензии); 3) фиктивная экономика – экономика приписок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег; сюда же включается и деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот экономическим агентами на основе организованных коррупционных связей.

    На масштабы и динамику теневой экономики определяющее влияние оказывают следующие факторы: роль и величина государственного сектора в национальной экономике; размеры налогового бремени ; официальные процедуры регистрации и видения бизнеса ; масштабы безработицы и бедности в стране ; уровень этики (общественной морали) в стране, а также уровень социально-экономического развития страны.

    В развитых странах неформальный сектор составляет 10-30% ВВП. Он занимает видное место в ряде отраслей промышленности (швейной, обувной, мебельной), а также в строительстве и сфере обслуживания. В сфере заняты в основном иммигранты и местные работники, которые стремятся увеличить свой доход, выполняя обычную работу и уклоняются при этом от уплаты налогов. Все происходило с молчаливого согласия центральных и местных властей. Причиной тому является заинтересованность властей в смягчении социальной напряженности.

    В развивающихся странах сложилась дуалистическая(двойственная) экономическая и социальная структура: современный «формальный» сектор индустриальных предприятий и «неформальный» сектор в услугах, мелком ремесленном и сельскохозяйственном производстве. Темпы роста занятости в неформальном секторе выше, чем в легальном производстве. В неформальном секторе занято 35-60% рабочей силы и производится 30-60% ВВП. 300 млн. человек в неформальном секторе, в том числе 75 млн. – на мельчайших промышленных предприятиях.

    Главные факторы, препятствующие легальному бизнесу и тем самым, способствующие разрастанию неформального сектора, - это высокие налоги, громоздкие, и дорогие регистрационные процедуры, трудности доступа к легальному кредиту.

    Ввиду невозможности получить банковский кредит почти весь неформальный сектор финансируется за счет семейных сбережений, займов друзей, ростовщиков и неформальных кредитных кооперативов. Условия работы в неформальном мелком бизнесе неудобны, регулярная заработная плата отсутствует, так же как пенсии и охрана труда. В то же время спонтанная деятельность неформальных предпринимателей обеспечивает постепенный переход от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.

    В странах с переходной экономикой неформальный сектор выполняет две важные позитивные функции: во-первых, удовлетворяет спрос на потребительские товары и услуги, по которым определяющим фактором для покупателя является не качество, а цена, и, во-вторых, обеспечивает занятость, хотя и нерегулярную, низкодоходную, лишенную социальных гарантий.

    В неформальной экономике этой группы стран можно выделить два сектора. Первый – сфера вторичной занятости, многие работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления с уклонением от налогообложения дополнительных заработков. Вторая сфера – стихийная торговля, примитивные услуги, что обусловлено спадом производства в современных отраслях. Одновременно это показатель низкого дохода значительных слоев населения.

    Криминальная экономика . Важнейшими составными частями этого сегмента теневой экономики, являются: производство товаров и услуг преступного типа, наркобизнес, секс-индустрия, игорный бизнес, контрабанда, незаконная миграция, легализация (отмывание доходов, полученных преступном путем.

    Криминальная экономика складывается из двух компонентов: 1) «перераспределительная преступность» - преступные действия, сводящиеся исключительно к перераспределению доходов и имущества вне связи с каким-либо производством (кражи, грабежи, рэкет и т.д.) 2) «производительная преступность» - преступный бизнес, приносящий доходы от производства и продажи запрещенных законом товаров и услуг (наркотики, проституция и др.).

    Складывающаяся мировая криминальная экономика находится под контролем мощных транснациональных преступных группировок, которые действуют прежде всего в США, Италии, Японии, Колумбии, Нигерии, Китае. Это ведет к образованию криминальных транснациональных корпораций.

    Фиктивная экономика. Данный сегмент теневой экономики тесно связан со стремлением экономических агентов получить «ренту», т.е. выгоды, обусловленные особым положением в системе экономических связей. Важнейшее место в фиктивной экономике занимает административная рента – извлечение прибыли за счет использования субъектом своего положения в системе государственного регулирования. Коррупция среди чиновников – самая массовая по числу участников разновидность фиктивной экономики.

    Доля неформального сектора теневой экономики в России в 2002 году оценивалась в 20% ВВП и, по данной статистики снизилась с середины 90-х гг., когда она достигала 25%. По отношению к ВВП объем криминальной и фиктивной экономики еще 15-20% к ВВП.

    Интеграционные процессы имеют положительные и отрицательные последствия для стран-участниц этих процессов.

    При их рассмотрении необходимо учитывать, что все больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны, т.е. на экспорт. По мере роста благосостояния стран увеличивается и внутреннее потребление, покрываемое за счет ввезенных иностранных товаров. Набирающие силу внешние факторы экономического развития (воздействие экспортных и импортных операций) все в большей мере станут влиять на развитие внутренних рынков национальных хозяйств.

    Выигрывают прежде всего конкурентоспособные национальные отрасли и предприятия стран, участвующих в процессах интеграции.

    Для продукции таких отраслей открываются новые рынки сбыта, и у отрасли появляется возможность наращивать производство и добиваться дополнительной прибыли в основном за счет снижения издержек и увеличения объема производства.

    Одновременно открывается возможность покончить с монопольным положением национальных фирм и предприятий за счет прихода на национальный рынок иностранных производителей - конкурентов. Это способствует росту конкурентных тенденций, национальный рынок вынужден реагировать на ситуацию на других рынках.

    Практически в каждой экономике в той или иной мере присутствуют дефициты национальных факторов производства, таких, как рабочая сила, капиталы, инвестиционные товары и т.д. Интеграция помогает решить эти проблемы за счет перемещения этих факторов производства из других стран, чему более не препятствуют национальные государственные границы.

    Вместе с этим облегчается проблема привлечения международного капитала. Чем глубже страна вовлечена в интеграционный процесс, тем больше у нее появляется шансов привлечь мировые потоки капиталов и ускорить свое развитие с помощью ресурсов, привлеченных из вне.

    Все перечисленное выше делает национальные рынки более динамичными, поскольку в целом динамично развивающийся мировой рынок вынуждает национальные рынки совершать осознанные действия, направленные на их вхождение в состав мирового рынка на полноправных основаниях.

    Положительные моменты интеграционных международных потоков соседствуют и с неизбежными потерями. Одна из главных потерь может быть связана с резким давлением конкурентной среды и необходимостью быстрой перегруппировки ресурсов. Этот процесс, как правило, сопровождается банкротством неэффективных производителей (и это, в целом, хорошо) и часто массовой безработицей (а это плохо, так как обостряется социальная напряженность). В то же время появление новых вакансий обычно не способно компенсировать количество потерянных рабочих мест.

    В связи с тем, что государству приходится брать на себя целый ряд обязательств, преследующих выполнение определенных международных стандартов (экология, среда жизнеобитания и т.д.), может вырасти уровень налогообложения.

    Если интеграционный процесс достигает широких масштабов, то в странах могут происходить изменения в приемах ведения бизнеса, исчезают многие бытовые устоявшиеся традиции, что вызывает определенный дискомфорт у некоторых слоев населения, особенно у тех, кто потерял стабильный доход в результате этих изменений. Поэтому почти идеальным вариантом является интеграционное объединение стран с близким уровнем экономического и социального развития. Не случайно, например, Евросоюз ставит для желающих войти в него стран условия по достижению определенной планки уровня экономического развития.

    Второй серьезной потерей может выступать агрессивное "наступление" иностранного капитала, который стремится занять наиболее доходные ниши бизнеса, оставляя местным производителям рынки среднего и малого предпринимательства.

    Поскольку в условиях глобализации национальный рынок становится местом приложения действий международных информационных и финансовых потоков, т.е. превращается в интегральную часть мировой рыночной структуры и через него проходят международные глобальные сети, ослабляются противовесы натиску на национальные рынки со стороны успешного иностранного бизнеса.

    Снятие границ, со своей стороны, ведет к оттоку ресурсов, в том числе и человеческих в более успешно и интенсивно развивающиеся регионы. Опасность этого заключена в том, что страна резко теряет возможность модернизации реального сектора, падает ее "интеллектуальный КПД", а значит, и способность быть равноправным членом интеграционного объединения.

    Импортная зависимость - еще одна угроза национальному рынку. В этом случае происходит оттеснение отечественных производителей с ведущих позиций национального рынка, что практически ставит страну в зависимость от импортных товарных поставок, теряется экономическая безопасность страны.

    Серьезную проблему для страны может создать ее зависимость от движения международного спекулятивного финансового капитала, поскольку практически завершилась глобализация финансовых рынков, и возможность быстрых притоков и внезапных оттоков "горячих" денег приводит к потрясениям на рынке капиталов.

    Смягчить отрицательные факторы интеграционных процессов можно целым рядом действий, предпринятых на государственном уровне. К ним следует отнести:

    ориентацию экономического роста на инновационные процессы;

    встраивание национального рынка страны в глобальную сеть ТНК как одну из составляющих процесса интернационализации производства;

    нахождение адекватных рынков сбыта, т.е. рынков, где отечественный экспорт мог бы найти спрос;

    диверсификация национального производства, т.е. одновременное развитие многих, не связанных между собой технологических видов производства и другой предпринимательской деятельности, расширение ассортимента производимых товаров и услуг;

    продуманная политика привлечения иностранных инвестиций в качестве инструмента диверсификации экономики;

    защита от спекулятивного финансового капитала путем ограничений по счету движения капиталов, или ограничения притока такого капитала в страну.

    24 октября в Ереване состоялся круглый стол «Перспективы формирования единого рынка органической продукции ЕАЭС: выработка согласованных подходов нормативно-правового регулирования». Дискуссия прошла в рамках III Международного форума «Евразийская неделя»

    Целью Круглого стола было выработать предложения по наднациональной координации политики государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в области регулирования органического сельского хозяйства в целях обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции.

    Участники встречи обсудили такие вопросы, как перспективы формирования единого рынка органической продукции, нормативно-правовое обеспечение развития органического производства и обращения органической продукции в рамках ЕАЭС на национальном и наднациональном уровнях, задачи повышения экспортного потенциала органического сельского хозяйства в ЕАЭС.Модератором круглого стола выступил Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России.

    Законы должны благоприятствовать производству органической продукции, а не ставить барьеры

    Член Коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК (Евразийская Экономическая Комиссия) Александр Субботин поприветствовал участников Круглого стола, отметив важность того, что данное мероприятие получило такой успех среди стран-участников, и отметил актуальность темы.

    «Популяризация здорового питания ведет к росту спроса на органические продукты, — заметил Александр Субботин, — Кроме того, по экспертным оценкам, по итогам 2017 года международный оборот органических продуктов составил порядка 90 млрд долларов США и ожидается его ежегодное увеличение на 10-15%: до 130 млрд долларов к 2020 году, а к 2024 году он может достичь 324 млрд долларов. Экологическая ситуация в мире требует внимания. Наконец, производство органики считается одной из стратегических и приоритетных задач ЕЭК».

    Очень важно, заметил спикер, создание общей благоприятной законодательной ситуации, чтобы не существовало препятствий для бизнеса в сфере органики в странах ЕАЭС и для перемещения органической продукции. Сейчас, напомнил Александр Субботин, в трех странах существует закон об органическом производстве – в 2008 году закон принят в Армении, в Казахстане в 2015 году, а теперь и в России, закон был подписан президентом в 2018 году. В Белоруссии закон сейчас отправлен на одобрение в Совет республики, в Кыргызстане законопроект рассматривается парламентом. В принятых и планируемых к принятию законах разных стран есть различия, в том числе в сфере аккредитации и стандартизации. Александр Субботин подчеркнул, что для повышения экспортного потенциала стран нужно добиться единых подходов в законодательстве стран ЕАЭС. «Возможно рассмотрение нескольких концептуальных направлений межгосударственного взаимодействия. Первое — унификация и гармонизация требований в отношении производства, обращения, сертификации, маркировки органической продукции для взаимного признания в рамках Союза. Второе – взаимное признание национальных систем сертификации и товарных знаков органической продукции, чтобы не подтверждать соответствие в каждой стране отдельно», — высказался Александр Субботин, предложив участникам подискутировать на эту тему и выразить свои мнения.

    Опыт стран-участников Круглого стола по развитию рынка органики

    Артак Камалян, заместитель Министра сельского хозяйства Республики Армения, заметил, что на сегодняшний день развитие органического сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития как мирового сельского хозяйства, так и евразийского рынка сельхозпродукции. А для Армении это еще более важно. «Армения не обладает тем потенциалом, как, например, США, Европа, Россия, не имеет таких ресурсов и не может зарабатывать за счет объема. Поэтому делать упор на качество – одно из наших приоритетных направлений, — заметил Артак Камалян. – Мы как государство должны разрабатывать ту государственную политику, которая должна быть направлена на популяризацию органического сельского хозяйства».

    Глава офиса ФАО по партнерству и связям в Казахстане Кайрат Нажмиденов напомнил, что закон об органике работает в республике уже 3 года. Сегодня подготовлены и приняты Требования к процессу производства органической продукции, Требования к органам по сертификации производства органической продукции и органической продукции, Национальный знак соответствия органической продукции. Технические требования и порядок маркирования органической продукции. Спикер рассказал, как Казахстане развивается органическое производство: «Мы проводили анализ производства органической продукции, изучили правовую базу, как обстоит дело в других стран мира, оценили возможности развития органического хозяйства в Казахстане. Часть производителей считают, что надо ориентироваться на внутренний рынок, часть – что надо ориентироваться на экспорт. Мы решили, что, конечно, надо развивать экспорт, но не забывать и о внутреннем рынке». Важно было также обеспечить сферу информационной поддержкой, а также в республике было выпущено и руководство по тому, как развивать органическое сельхозпроизводство. Органическое сельское хозяйство в Казахстане входит в цели стратегического развития страны.

    В 2018 году был запущен проект технической поддержки по внедрению систем достоверности учета и прослеживаемости органической продукции в Казахстане. Эта система обеспечит прозрачность рынка органической продукции в стране и укрепит доверие к местным производителям и поставщикам экологически чистой продукции. Проект реализуется совместно с Naturland e.V./Organic Services GmbH (Германия) и Центром прикладных исследований «ТАЛАП» (Казахстан). «Если фермер произвел 1000 тонн пшеницы, он отмечается в системе. Мы тестируем сейчас ее в Казахстане», — пояснил Кайрат Нажмиденов, отметив, что это помогает бороться с лжепроизводителями.

    На данный момент ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO) активно поддерживает Министерство сельского хозяйства Казахстана в разработке Проекта Концепции развития органического сельского хозяйства республики и Дорожной карты развития органического сельского хозяйства РК (2018-2021 годы).

    Сегодня ФАО активно участвует в процессах формирования единого рынка стран ЕАЭС. В 2017 году в Москве прошел международный семинар «Перспективы развития органического сельского хозяйства в ЕАЭС» Департаментом агропромышленной политики ЕЭК совместно с Региональным отделением ФАО для Европы и Центральной Азии при содействии Национального органического союза России. В результате семинара было резюмировано, что в странах Союза уже сегодня ведут активную работу по нормативно-правовому регулированию органического производства на уровне государств.

    «Органическое сельское хозяйство в перспективе станет стабильным драйвером экономики агропромышленного комплекса стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),- подвел итог спикер, — а развитие органического производства во всех государствах-членах отнесено к числу стратегических и приоритетных задач».

    Опыт России и Беларуси в развитии органического сельского хозяйства

    Олег Мироненко, исполнительный ди⁠ректор Национального органического союза России, рассказал участникам Круглого стола, как развивается сектор органики в Российской Федерации: «В России органическое производство начало развиваться активно примерно с 2010 года, и за 8 лет произошел хороший скачок вперед, мы выросли с одного органического производителя до 90». Однако на 140 млн населения эта цифра очень маленькая, заметил спикер, поэтому стоит задача стимулировать развитие сектора органики. «Наша цель расти минимум на 10-20 процентов в год», — заметил Олег Мироненко.

    Объем российского рынка также небольшой и составляет порядка 160 млн. евро. При этом Россия сама производит только чуть более 20 процентов потребляемой ею органической продукции, а 80 процентов – это импорт. Однако из стран ЕАЭС в Россию импортируется крайне мало органических товаров, менее 1% импортного объема. «У нас есть большое желание, чтобы при дальнейшем росте органики в России страны ЕАЭС принимали в этом более активное участие», — заметил Олег Мироненко.

    «На сегодня рынок органической продукции в России формируется довольно быстро. Был некоторый спад потребления в 2014-15 годах, но мы его быстро преодолели. Сейчас рынок растет примерно на 10-15 процентов в год, — рассказал Олег Мироненко. – И благодаря наличию ресурсов мы можем расти гораздо быстрее. Из более чем 30 млн га брошенных пашен в России порядка 12 млн га можно ввести в органику довольно быстро».

    «Изначально мы понимали, что органический рынок ЕАЭС надо формировать единый, поэтому Россия была инициатором создания межгосударственного стандарта для всех стран ЕАЭС. Данный стандарт был утвержден и введен в действие с 1 января 2018 года и у нас была надежда, что к этому межгосударственному стандарту присоединятся другие страны,- сказал Олег Мироненко. — К сожалению, на сегодня мы констатируем, что только Кыргызстан и Россия ввели этот стандарт у себя в качестве национальных стандартов, другие страны находятся пока в периоде ожидания. Мы бы хотели, чтобы в этом активное участие приняли и другие страны ЕАЭС, поскольку это было бы интересно с точки зрения развития единого рынка и свободного хождения товаров. Мы призываем другие страны присоединиться к этому стандарту и уже вместе вырабатывать в рамках этого стандарта единые правила и технологии производства органической продукции. В противном случае мы вынуждены будем запускать процесс взаимопризнания». Исполнительный ди⁠ректор НОС напомнил, что процесс взаимопризнания США и Европы в сфере органики, например, занял 12 лет. «Вы понимаете, какие это ограничения для рынка, если мы пойдем на взаимопризнание, поэтому лучше работать по единому стандарту», — высказался Олег Мироненко.

    Сейчас, сообщил Олег Мироненко участникам дискуссии, в России принят закон об органическом производстве, который вступит в силу с 1 января 2020 года, и на данный момент перед российским органическим сообществом стоит задача отработать целый ряд внутренних вопросов в связи с этим: «Идет большая работа по формированию сертификационной системы. В отличие от большинства стран ЕАЭС в России есть собственные сертификаторы. Мы хотим создать внутренний сертификационный рынок, и для нас в этом важна тесная работа с Росаккредитацией. Мы хотим также ввести графический знак органики. У нас по этому вопросу была большая дискуссия с коллегами из Беларуси, должна ли каждая страна иметь свой знак, или стоит сделать один общий знак для стран ЕАЭС, который может присваиваться в рамках межгосударственного стандарта. Это подлежит обсуждению. Важный вопрос также – создание реестра производителей органики в России. Это будет создаваться под эгидой государства. Такие же реестры планируют создавать и другие страны ЕАЭС. Нам бы хотелось, чтобы эти реестры были взаимопересекаемые, чтобы потребитель мог по единому реестру проверить производителя продукта, стоящего на полке».

    К дискуссии подключился представитель Беларуси. Рассказывая о том, как развивается рынок органики в стране, заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Татьяна Карбанович заметила, что Беларусь находится пока на начальном этапе становления рынка органики, однако процесс движется активно. «У нас разработан проект закона о производстве и обращении органической продукции, в эти минуты он рассматривается в Совете республики. Развитие сектора органики важно с точки зрения обеспечения населения качественными продуктами питания, развития малых и средних форм бизнеса, развития экспортного потенциала. Сейчас в Беларуси 20 крупных производителей, включая фермерские хозяйства. Общая площадь органических земель составляет 1,5 тысяч гектаров. Пока отсутствует национальное законодательство в сфере органики, однако уже есть сертификационные в Евросоюзе организации, которые уполномочены выдавать сертификаты производителям органики на территории Беларуси».

    Рынок органики нужно разнопланово исследовать

    Мы задались вопросом, для кого создается рынок органической продукции? Возникла необходимость провести социологическое исследование среди потребителей и фермеров, чтобы понять, насколько население информировано и готово потреблять органические товары, рассказала Татьяна Карбанович. «Мы выяснили, что общая степень осведомленности жителей – средняя. Что-либо об органике знают 35-48 процентов. Есть и ошибочные представления об органической продукции», — сообщила эксперт. Выявились также такие сложности, как трудности сбыта органической продукции, недостаточный спрос, нехватка профессиональных кадров, квалифицированных специалистов, недостаточная маркетинговая стратегия. В результате исследования были сделаны выводы о том, что недостаточность осведомленности в сфере органики во многом связано с отсутствием законодательной базы». Далее спикер отметила, что нужно также развивать технологии, готовить кадры, а также уделять много внимания информационному ресурсу, просветительской работе.

    Сегодня исследования выполняются в рамках Государственных научно-технических программ «Агропромкомплекс-2020», «Промышленные биотехнологии» 2016 – 2020 г., а также при поддержке средств инновационных фондов (Минсельхозпрода и местных бюджетов). Разработки охватывают вопросы растениеводства (улучшение почвенного плодородия, биологическая защита растений, регламенты по возделыванию сельскохозяйственных культур), разработка микробиологических препаратов, продуктов переработки, специализированной техники, изучение общих экономических вопросов и т.д.

    «Начиная с 2009 года целенаправленная работа по подготовке кадров велась в вузах страны для сельхозпроизводителей, включая фермеров-студентов. Активность проявлена со стороны всех государственных и общественных структур в ходе разработки законопроекта. Несмотря на то, что ведется такая многовекторная работа, она требует комплексного подхода», — отметила спикер. Для этого разработана Стратегическая карта развития органического сельского хозяйства в Беларуси, включающая как законодательное и институциональное развитие, так и научно-методическое обеспечение и подготовку кадров. Важной составляющей этой карты является взаимодействие стран ЕАЭС по развитию внутреннего рынка.

    В Кыргызстане, рассказал, в свою очередь, ди⁠ректор Кыргызагробиоцентра Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики Жаныбай Туманов, уделяется большое внимание продовольственной безопасности – и большое значение для этого имеет органическое сельское хозяйство: «Сейчас в Кыргызстане более 1000 хозяйствующих субъектов в сфере органики, органическая продукция выращивается на площади более 7,5 тысяч гектаров. Министерство сельского хозяйства республики уделяет большое внимание помощи фермерам страны в овладении навыками ведения органического производства». Большую помощь в разработке национального стандарта органического производства в республике оказывает принятый Евразийским союзом межгосударственный стандарт, подчеркнул Жаныбай Туманов, выразив благодарность его разработчикам. Сейчас в Кыргызстане законопроект об органическом сельхозпроизводстве одобрен правительством, а также парламентом в первом чтении. Представитель Кыргызстана подчеркнул важность взаимного признания для гармонического развития органического производства в странах ЕАЭС.

    «В 2002 году в Армении в сельхозсекторе впервые появилось представление об органике, — рассказал участникам дискуссии генеральный ди⁠ректор ООО «ЭКОГЛОБ» Филип Ашикян. В этом году была создана компания «ЭКОГЛОБ». – Мы принимаем участие в разработке частных и национальных органических стандартов. Мы сертифицируем растительное производство, корма, виноделие, алкоголь и другие производства, ведущие деятельность в сфере органики». Компания признана в Армении официальным аккредитованным сертификатором, также признана государственными и частными сертифицирующими органами ряда других стран, в частности, Швеции и Швейцарии. «ЭКОГЛОБ» — член IFOAM international, соучредитель IFOAM Евразия, Армянского фонда органического сельского хозяйства.

    Важным является то, что уже сейчас компания работает на рынках стран ЕАЭ С, а также сертифицирует производителей в Украине и Грузии. Сегодня реализуется 93 проекта по сертификации. Продукция, сертифицированная «ЭКОГЛОБ», экспортируется в 14 стран мира.

    В Армении, рассказал Филип Ашикян, 730 гектаров сертифицированных органических земель, еще 700 гектаров находится в процессе конверсии, около 5000 гектаров – территория дикого сбора, 1800 ульев, 36 фермеров находятся в процессе сертификации, 22 переработчика. «На нашем рынке переработчики стимулируют развитие органического рынка. Сырьевая база пока хромает, хотелось бы больше», — заметил эксперт.

    Важным с точки зрения использования опыта для стран ЕАЭС, отметил эксперт, является реализация совместного проекта «ЭКОГЛОБ» с ООО «КАВКАЗСЕРТ» по сертификации в рамках стандарта «ГРИН Кавказ», который признан эквивалентным стандарту ЕС и прошедшего международную аккредитацию по ИСО 17065.

    Эксперт Международной службы по аккредитации в сфере органического сельского хозяйства (IOAS) Нуне Дарбинян, один из попечителей Армянского фонда органического сельского хозяйства, один из разработчиков закона об органике в Армении, поделилась недостатками и плюсами развития органики в республике. В Армении мало угодий и фермерских и переходных хозяйств, единственной мотивацией развития органики в стране является возможность экспорта, считает Нуне Дарбинян. Но этого недостаточно. Проблема также в отсутствии cформированного спроса, во многом из-за наличия сомнительных игроков на рынке, отметила эксперт. И еще одна важная проблема – отсутствие государственной поддержки и стимулирования органического сельского хозяйства. В Европе, где государства поставили себе приоритетной целью поддерживать органическое производство, оно активно развивается.

    Плюсы и минусы развития единого органического рынка стран ЕАЭС

    С точки зрения развития единого рынка стран ЕАЭС, сегодня существуют определенные реалии, которые влияют на развитие такого рынка как положительно, так и наоборот.

    К минусам спикер отнесла неразвитость рынка органической продукции, ограниченные цепочки производства, разрозненность реализуемых проектов и мотивационные проблемы. Плюсы же, которые помогают сектору органики развиваться, заметила Нуне Дарбинян, – это объединение усилий, законодательные инициативы в Армении, Казахстане, России, добровольные и частные национальные стандарты, возникновение независимой сертификации. И важно также извлечь опыт из полученных уроков. «Одним из важных компонентов является то, чтобы были финансовые потоки, частные инвестиции, государственное стимулирование для поддержки органического рынка. Важно создание условий стимулирования фермеров», — считает эксперт.

    Есть пути и возможности для интеграции и создания внутреннего рынка и объединения с внешними рынками. Нужно выращивать доверие к органической маркировке со стороны потребителя – это важно для развития внутреннего рынка органики. Нужен также и ассортимент органической продукции. «Одними соками и сухофруктами не сформировать внутренний рынок. Нужны мясо, молоко, яйца. Пока этого нет, не будет того потребителя, который будет иметь свой постоянный, стабильный интерес к органической продукции», — заметила Нуне Дарбинян. А для развития внешнего рынка нужно сотрудничество, использование уже существующего опыта взаимопризнания, международная аккредитация органов сертификации.

    По ее словам, для обеспечения финансовых потоков в органическое сельское хозяйство, в том числе частных инвестиций, донорского финансирования и государственного стимулирования, необходимо создать привлекательные инвестиционные механизмы: льготное налогооблажение, предоставление субсидий, создание рынков, например, средств, применимых только в органике, поддержка фермеров в процессе сертификации.

    Что касается продвижения органической продукции, производимой в СНГ и ЕАЭС, здесь необходимо создать интегрированное нормативно-правовое поле как для стран- участников ЕАЭС, так и с международным законодательством. Нужно также взаимопризнание органов сертификаций и международная аккредитация этих органов.

    «Вместе с тем, ЕАЭС должна обеспечить свободный оборот органической продукции между своими странами, создать единый рынок, сформировать доверие к органическому статусу и создать региональный стандарт для всех игроков. При этом государства должны понять, что развитой органики не будет, если в ней не будет интегрировано сельское хозяйство, природоохранная система и экономика»,- отметила Нуне Дарбинян.

    Представитель автономной некоммерческой организации «Российская система качества» Андрей Лысенков рассказал о том, что их организация была учреждена правительством РФ в 2015 года, задача – сертифицировать продукцию в магазинах на соответствие тем или иным стандартам. «Наиболее качественным образцам мы присуждаем «Знак качества», который является правопреемником Знака качества советского периода. Мы сотрудничаем с сертифицированными лабораториями России, планируем начать это сотрудничество и с зарубежными лабораториями, — рассказал Андрей Лысенков. — Всего за время нашей работы мы исследовали уже более 4000 товаров продовольственной корзины российского рынка».

    Подводя итоги дискуссии, Александр Субботин выразил надежду, что для каждого участника встреча прошла с пользой.

    Справка . Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится странами ЕАЭС и ЕЭК. Мероприятие включает в себя деловую и выставочную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов. Впервые форум прошел в октябре 2016 года в Москве, второй в 2017 году в Астане, нынешний форум прошел в Ереване. на площадке Московского международного форума «Открытые инновации». Второй форум прошел в августе 2017 года на площадке ЭКСПО в Астане. Событие ежегодно собирает более 2 000 участников из государств ЕАЭС и третьих стран.