Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  Лекция на тему: "Экономика транспорта и ее особенности.". Туревский И.С

Лекция на тему: "Экономика транспорта и ее особенности.". Туревский И.С

Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения
I руда называется экономической системой. Существуют три ос-новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную жономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительною периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед жономической системой (что, как и для кого производить), ре-шились исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось пос I упать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров1П1 мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по
этому производительность труда ремесленника оставалась не-изменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли-честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по-вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных това-ропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф-фективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора
видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй-ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея-тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ-ленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро-вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре-доставление лицам, группам, коллективам права образования новых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при-нудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена ткем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта. ……..11

1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе

Рыночной экономики................. 14

Классификация. Кругооборот оборотных средств. . …………………………89

5.2. Нормирование оборотных средств........................................................91

5.3. Показатели оборачиваемости.................................................................93

5.4. Пути повышения эффективности использования

Оборотных средств...............................................................................................94

Глава 6. Маркетинговая деятельность предприятий

автомобильного транспорта.............................................................................98

6.1. Маркетинг, его основы. Понятия и концепции

Маркетинга.............................................................................................................98

6.2. Принцип и цели маркетинга: ориентация

Производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность..................................................................................................................98

6.3. Функции маркетинга и этапы его организации. . . ………………….99

6.4. Сбор информации и комплексное исследование

Рынка услуг..........................................................................................................101

284 Оглавление

6.5- Прогнозы развития рынка. Отбор целевых рынков

И сегментация....................................................................................................... 102

6.6. Изучение запросов и поведения потребителей

Услуг...................................................................................................................... 104

6.7. Планирование производства и ассортимента услуг , формирование ценовой политики и установление тарифов на услуги....................... 106

6.8. Организация сбыта услуг через коммерческие

Структуры предприятия. Стимулирование сбыта............................................ 108

Разных видов............................................................................... 110

Раздел 2. Планирование хозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................................... 115

Глава?. Основы внутрифирменного планирования................................ 115

7.1. Составные элементы, этапы и виды

Внутрифирменного планирования. .................................................................... 115

7.1.1. Методика разработки плана грузовых перевозок ………….. 117

7.1.2. Особенности планирования пассажирских

Перевозок............................................................................................................ 118

7.2. Долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное

Планирование...................................................................................................... 118

7.2.1. Информационная база планирования................................................... 123

7.3. Бизнес-план, его структура: характеристика услуг ,

Оценка сбыта....................................................................................................... 124

Глава 8. Технико-экономическое планирование

на автомобильном транспорте...................................................................... 131

8.1. Планирование производственной программы

По техническому обслуживанию и ремонту подвижного

Состава, ее связь с производственной программой

По перевозкам.................................................................................................... 131

8.2. Технико-экономические нормы расхода

Автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета............................................................................................................... 133

8.3. Методика расчета потребностей в запасных частях …………….. 139

8.4. Методика расчета затрат и потребностей

В автошинах..................................................................................................... 142

8.4.1. Расчет норм эксплуатационного пробега шин

Автотранспортных средств............................................................................... 142


8.5.

8.9. Глав9. 9.1.

9.4.

Организационно-технические мероприятия по

Экономии топлива, смазочных материалов и других

Ресурсов................................................................................................. 146

8.5.1. Первичные ресурсы................................................................ 146

8.5.2. Второчные ресурсы.................................................................. 148

Методика разработки плана перевозок и провозных

Возможностей (мощности) предприятия.............................................. 149

Показатели производственной программы

По эксплуатации подвижного состава.................................................... 151

Технико-эксплуатационные показатели работы подвижного состава.................................................................................................................. 153

8.8.1. Пути повышения эффективности использования

Грузового автотранспорта...................................................................... 155

Провозные возможности и реальный спрос на рынке транспортных услуг.................................................................................................................. 158

Организация и планирование труда и заработной платы на предприятиях автомобильного транспорта. ………………………. 163

Состав и структура работников основной деятельности
автотранспортных предприятий. Планирование

Численности работников............................................................................ 163

Нормирование и организация труда на автомобильном транспорте. Основные направления организации труда.............................................................................................................. 165

9.2.1. Нормирование труда водителей..................................................169

Принципы и механизмы организации заработной платы……………….174

9.3.1. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда………………………………………………………………………175


9.3.2. Основные элементы тарифной системы............................................182

9.4 Формы и системы оплаты труда на автомобильном транспорте.........................................................................................................................182

9.4.1 Основные элементы и принципы организации

Премирования................................................................................................184
Раздел 3. Показатели деятельности предприятия автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики ………………………………………………188

Глава 10. Издержки производства и себестоимость продукции (услуг) ........................................................................................................................188

10.1. Понятие издержек.....................................................................................188

10.2. Классификация затрат себестоимости...................................................189

10.2.1. Отраслевые особенности структуры себестоимости............191

286 Оглавление

10.3. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте....................................................................................................................................193

Глава 11. Ценообразование в рыночной экономике. . …………………….193

11.1. Экономическое содержание, функции цен. ………………………….195

11.1.1. Виды цен, их структура........................................................................195

11.2. Тарифы на автомобильном транспорте, их характеристика , методика расчета.......................................................................................................200

11.3. Надбавки и скидки................................................................................206

11.4. Ценовая эластичность..........................................................................207

Глава 12. Прибыль и рентабельность.............................................................209

12.1. Прибыль предприятия.........................................................................209

12.1.1. Сущность прибыли, ее источники и виды ……………………………210

12.2. Рентабельность....................................................................................212

12.2.1. Пути повышения рентабельности. …………………………………….214

Раздел 4. Экономическая эффективность деятельности

автотранспортного предприятия. Внешнеэкономическая

деятельность......................... ………………………………………………..215

Глава 13. Показатели повышения экономической эффективности автотранспортного предприятия. ............................................................ 215

13.1. Экономическая эффективность деятельности предприятия...... 215

13.1.1. Показатели повышения экономической эффективности. Общая (абсолютная) и сравни­тельная экономическая эффективность.. 219
13.1.2. Классификация основных мероприятий по повышению технического и организационного уровней деятельности предприятия. …………………………………………………...... 221

13.2. Инновационная и инвестиционная политика..................................... 223

13.2.1. Выбор источника финансирования инвестиций и порядок расчета необходимых капитальных вложений...................................... 227

13.2.2. Расчет экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий. ………………………………………………. 229

Глава 14. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. …… . 233

14.1. Виды внешнеторговых операций: экспорт, импорт, реэкспорт... 237

14.2. Внешнеторговый контракт, его содержание. Базисные условия поставки и внешнеторговые цены...... ....……………………………………….243

14.2.1. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеторговых контрактов......................................................................................................... 244


Оглавление 287

Раздел 5. Основы учета и анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия............................................................................................................. 247

Глава 15. Основы учета внутрихозяйственной деятельности предприятия 247

15.1. Статистический учет................................................................................. 247

15.2. Предмет и метод бухгалтерского учета.................................................. 252

15.2.1. Цель бухгалтерского учета. ....................................................... 253

15.2.2. Основы организации бухгалтерского учета. . ……………….. 254

15.2.3. Содержание информации , формируемой в бухгалтерском учете............................................................................................................ 255
15.2.4. Требования к информации , формируемой в бухгалтерском учете........................................................................................................... 255

15.3. Бухгалтерский баланс. ........................................................................... 256

15.4. Учет основных фондов, средств и материальных ценностей........... 259

15.4.1. Учет уставного (складочного) капитала (фонда) ………….. 259

15.4.2. Учет наличия и движения основных средств. Документальное оформление движения основных средств................................... 260

15.5. Учет труда и его оплаты , затрат и доходов......................................... 262

15.6. Учет денежных средств......................................................................... 263

Глава 16. Основы анализа внутрихозяйственной деятельности предприятия..................................................................................................................................... 265

16.1. Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия - основа для планирования......................................................................... 265

16.1.1. Метод и основные приемы анализа........................................ 265

16.1.3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта подвижного состава. ……………………………………………. 268

16.1.4. Анализ расхода материалов и запасных частей. …………... 271

16.1.5. Анализ обеспеченности предприятия ремонтными рабочими. 273

16.1.6. Анализ использования оборудования и производственных площадей участка, мастерской …………………………………….274

16.2. Составление плана организационно-технических мероприятий по результатам анализа..................................................................................... 275

Алфавитный указатель.................... 277

Список литературы...................... 280

Занятие № 2

Тема лекции: Экономика транспорта и ее особенности.

План лекции

    Предмет экономики автомобильного транспорта.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

4. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Теоретическая часть

1. Предмет экономики автомобильного транспорта.

Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.

Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.

Экономика транспорта изучает:

    действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;

    условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;

    методологию и методику планирования транспорта;

    роль транспорта в расширенном воспроизводстве;

    экономические методы повышения эффективности работы транспорта;

    взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.

Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.

Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.

Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.

2. Задачи экономики автомобильного транспорта.

Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:

изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);

изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований;

изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий;

исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны;

использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;

выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;

определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально-технической базы.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.

В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.

Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.

В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.

На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.

Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.

Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.

Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.

Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.

Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.

Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:

    погрузка грузов или посадка пассажиров;

    перемещение;

    выгрузка грузов или высадка пассажиров.

Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q ) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.

По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.

3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.

Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

    размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

    номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;

    состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

    размещение сети путей сообщения;

    условия эксплуатационной работы, в том числе:

    1. сезонность и ритмичность работы;

      наличие пропускной и провозной способности;

      техническая вооруженность;

      система организации перевозочного процесса.

Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.

При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

    уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);

    инвестиции;

    скорости движения и сроки доставки грузов;

    наличие провозной и пропускной способности;

    маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

    надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;

    гарантия сохранности перевозимых грузов;

    условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.

Железнодорожный транспорт.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

    неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;

    возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;

    высокая провозная и пропускная способность железных дорог;

    возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;

    возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;

    сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;

    более короткий путь следования грузов;

    высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.

Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.

Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:

    большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);

    высокая скорость доставки грузов;

По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.

    более короткий путь движения грузов.

Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.

Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.

Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.

Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.

Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:

    увеличение времени в наряде;

    совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

    совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;

    широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.

Морской транспорт.

По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:

    возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

    сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);

    практически неограниченная пропускная способность;

    незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);

    при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта относятся:

    зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);

    необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;

    ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,

Речной транспорт.

Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

    большая провозная способность на глубоководных реках;

    сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);

    сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

К существенным недостаткам речного транспорта относятся:

    извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;

    ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;

    удлинение маршрутов следования грузов;

    небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.

Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.

Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.

Воздушный транспорт.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

    высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;

    маневренность в организации пассажирских перевозок;

    большая беспосадочная дальность полета;

    кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;

    экономия времени пассажиров;

    высокая культура обслуживания пассажиров;

    небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.

Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.

Трубопроводный транспорт.

Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.

Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.

Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными .

Промысловые , заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:

    возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;

    большое расстояние перекачки нефтегрузов;

    низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);

    сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);

    полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

    меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;

    отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.

Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.

Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.

Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.

На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.

Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.

Основными факторами снижения транспортных расходов являются:

    повышение производительности труда;

    снижение себестоимости перевозок;

    повышение фондоотдачи.

Контрольные вопросы

    Что изучает экономика транспорта.

    Что является продукцией транспорта.

    Преимущества и недостатки деятельности различных видов транспорта.

    Особенности автомобильного транспорта.

    Задачи экономики автомобильного транспорта.