Меню
Бесплатно
Главная  /  Электронные платежи  /  Красненькая купюра в российской империи. Как менялся дизайн русских банкнот

Красненькая купюра в российской империи. Как менялся дизайн русских банкнот

Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII веке. Сохранилось мало подробностей их обращения, но известно, что почти сразу они спровоцировали неконтролируемую инфляцию. Через почти тысячу лет, в первой половине XVIII века в Европе с идеей введения бумажных денег появился англичанин Джон Ло, но его предложения о быстром обогащении казны отвергались монархами. После длительного продвижения своего плана, понимания удалось достичь у регента малолетнего французского короля Людовика XV. Был учреждён банк, выдававший процентные облигации в обмен на вклады золотой и серебряной монетой. Часть вырученных средств Ло брал себе, остальное поступало в казну Франции. Поначалу всё шло хорошо, пока конкуренты не начали распускать слухи, из-за которых толпы вкладчиков бросились забирать свои деньги. В результате из-за низкого обеспечения монетой банк потерпел крах. Это были не совсем ещё банкноты, скорее финансовая пирамида, но во многом сходство с бумажными деньгами будущего просматривалось.

Учитывая огромный интерес ко всему французскому, обо всём этом в России просто не могли не знать. Тем не менее, идея быстрого пополнения государственного бюджета оказалась сильнее любых предрассудков. Первый проект введения бумажных денег рассматривался в период царствования Елизаветы Петровны, но сенат не одобрил идею. Подготовка к выпуску банкнот началась, когда на престол взошёл Пётр III, даже были заготовлены проекты билетов номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Дворцовый переворот, организованный в 1762 году женой императора Екатериной, поставил точку во всех начинаниях.

Начавшаяся в 1768 году очередная Русско-турецкая война потребовала больших расходов. Серебра и золота в казне катастрофически не хватало, даже стал возникать дефицит медной монеты, несмотря на открытие больших залежей медной руды на Урале и в Сибири. 29 декабря 1768 года (по старому стилю) был издан манифест об учреждении променных банков для выпуска ассигнаций. 2 февраля манифест был обнародован. Вначале создаются два банка в Санкт-Петербурге и Москве, а в 1772-1778 в других городах открываются дополнительно 22 обменных кассы.

Планировалось выпустить билетов на сумму 2,5 миллиона рублей и обеспечить их на 2 миллиона монетой. Столичные банки получили по 50 тысяч рублей на расходы (изготовление бумаги, печать, организация обмена). Чтобы подкрепить интерес населения, в качестве уплаты налогов и сборов принималось 5% ассигнаций, остальное – монетой. В отличие от билетов Джона Ло, за хранение денег в ассигнациях не уплачивалось никаких процентов. Этим они походили на векселя, известные задолго до этого, но в отличие от них могли выступать в качестве платёжного средства.

Первые ассигнации были номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей, выполненные в единообразном стиле с односторонней печатью. До наших дней дошло очень мало экземпляров, причём краска на них успела выцвести и части рисунка просматриваются с трудом. Каждая ассигнация имеет рамку, в верхней части которой два овала с рисунками (в левом – порт, орёл, знамёна, пушки, ядра; в правом – скала над морем), внизу надпись об обмене банком ассигнации на монету и многочисленные подписи руководителей банка. Номинал указан только прописью. На деньгах Московского банка указано «Московской банк», на Санкт-Петербургского – «Санкт-Петербургской банк». На купюрах ставилась дата выпуска, а не дата образца, как сейчас. Водяные знаки были изготовлены в виде надписей: «любовь к отечеству», «действуетъ к пользе онаго», «государственная казна». То есть всем своим видом бумажные деньги напоминали о патриотическом долге граждан империи.

(из экспозиции музея Гознака)


Если учесть, что средняя заработная плата рабочего была 15-20 рублей в месяц, а крестьяне в основном жили за счёт собственного хозяйства, то становится понятно, что ассигнации могли позволить себе только обеспеченные слои общества. Из-за высокой ценности ими сразу же занялись фальшивомонетчики. Наиболее распространённой подделкой стало изменение слова «дватцать» на 20-рублёвой ассигнации на «семьдесятъ», что превращало её в 75-рублёвую. Пришлось с 1771 года отменить выпуск 75-рублёвых и остановить приём их во все платежи.

Главной целью выпуска ассигнаций, которая сообщалась общественности, было упростить денежное обращение медной монеты, которая тогда занимала основную массу всех монет. В манифесте есть такие слова: «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». Обменяв медные (или другие) деньги на бумажные можно было легко перевозить крупные суммы, а также хранить их. В первое время свободный размен на монету и обратно вызвал большое доверие населения к бумажным деньгам, но правительство не устояло перед соблазном неоднократно продолжать тиражи, всё менее обеспечивая их.

Падение бумажного рубля и новые выпуски

В 1786 году курс бумажного рубля уже снизился на 1-2 копейки по отношению к монете, это вызвало беспокойство правительства. Неудивительно, ведь к этому времени в обращении уже было не 2, а 46 млн. рублей ассигнациями! Конечно монет для обмена не хватало, поэтому выплаты часто задерживались. Графом И.И. Шуваловым был предложен следующий план: выпустить дополнительно ещё 54 млн. рублей ассигнациями и начинать выдавать ими ссуды под залог. При этом чётко разделялись суммы, предназначенные для выдачи. Заёмщики должны были вернуть через указанный срок всю сумму, включая проценты.

Московский банк был упразднён, эмиссия осуществлялась теперь только Санкт-Петербургским банком (аналог современного Государственного Банка). Для подчёркивания важности проводимых действий все старые ассигнации изымали и выдавали новые, с дополнительными номиналами – 5 и 10 рублей на бумаге синего и красного цвета (отсюда пошло наименование купюр «синенькая» и «красненькая»). Цвета 5- и 10-рублёвых купюр с небольшими перерывами сохранялись до 1992 года.

Правительством заверялось, что объём ассигнаций достиг своего предела и ни в коем случае не будет увеличен. Банк, кроме эмиссии денег, должен был выполнять и некоторые другие функции для пополнения государственной казны. Часть ассигнаций казна получала для собственных нужд под небольшой процент, а часть на безвозмездной основе. За это банк имел право самостоятельно проводить эмиссию по своему усмотрению и обретал некоторую независимость от государства.

К концу правления Екатерины II из-за постоянных войн, активной застройки столицы, обогащения дворцов, выпуск ассигнаций достиг 150 млн. рублей, а их обеспечение составляло всего 20%. Ещё больше ситуацию усугубило ограничение выдачи монеты в одни руки. За бумажный рубль неофициально теперь давали всего 68 копеек.

Павел I стремился исправить ситуацию, для этого был объявлен официальный курс – 70 копеек, потом 60 копеек. Но эти нововведения не принесли каких-либо существенных результатов. Эмиссия продолжалась неконтролируемыми объёмами, а курс падал и достиг 25 копеек к концу первого десятилетия XIX века. Известны невыпущенные ассигнации нового типа 1802-1803 гг., судя по всему планировалось оздоровление экономики с помощью замены денег.

Очередной попыткой исправления ситуации стал манифест Александра I 1810 года, в котором сообщалось об остановке выпуска (кроме замены ветхих купюр) и обязательном погашении ассигнаций, находящихся в обращении. Для этого был организован заём на 100 миллионов рублей ассигнациями, полученные бумажные деньги публично сжигались перед зданием банка, чтобы показать уменьшение массы денег и поднять доверие населения. В том же манифесте официально признавался серебряный рубль основой денежного обращения, а медная и мелкая серебряная монета становились разменными. Дополнительно повышался курс ассигнаций для государственных сборов, а новые сделки должны были вестись только бумажными деньгами.

Наполеоновские подделки

Укрепляющийся в результате всех мер бумажный рубль ждало новое испытание, которое он уже был не в состоянии выдержать. Наполеоновская армия, вторгшаяся в Россию в 1812 году, несла не только разрушения, но и фальшивые деньги. Они были подготовлены частной организацией по заказу самого Наполеона. Опыт подрыва экономики государства за счёт вброса большого количества фальшивок уже был освоен в Европе, более того, это позволяло снабжать армию продовольствием на чужой территории.

Мешки с фальшивыми ассигнациями (известны только 25 и 50 рублей) везли вместе со всем снаряжением, и по пути использовали для расчётов в деревнях. Крестьяне не охотно принимали деньги у французов, но в целом не отказывались, поскольку покупки делались по высоким ценам. Никто и подумать не мог, что великий император снизойдёт до выпуска фальшивых денег. Но вскоре стали выявляться недостатки купюр, которые явно прослеживались среди определённых дат. Во-первых, обрезка углов была выполнена намного ровнее, чем у настоящих, а на некоторых экземплярах даже были грамматические ошибки.

Сейчас коллекционерам известно четыре типа поддельных ассигнаций: со словом «холячею монетою» вместо «ходячею монетою»; со словом «госуларственной» вместо «государственной»; с двумя ошибками; а также без ошибок. Последняя отличается только технологией обрезки углов.

Последние попытки вернуть твёрдость бумажного рубля

Массовый выпуск фальшивок сильно подорвал и без того шаткое доверие к бумажным деньгам, курс достиг 20 копеек. К 1817 году в обращении уже было 836 млн. рублей ассигнациями. С этого года организуется ещё несколько государственных займов ассигнациями. Некоторые займы делают процентными, а некоторые принимают сразу с надбавкой к сумме. Это всё снизило денежную массу, но курс поднялся только на 5 копеек.


(из экспозиции музея Гознака)


Чтобы избавиться от фальшивок, в 1819 году произведён ещё один обмен всех ассигнаций на новые, а старые признавались недействительными и не принимались в платежи. Новые деньги стали иметь более сложное оформление, но остались односторонними. Дополнительно введена купюра 200 рублей. Планировался выпуск номинала 20 рублей, но она так и осталась в пробном варианте.


(из экспозиции музея Гознака)


Министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1839 году отменяет размен бумажных денег на монету. Выдача процентов по вкладам осуществляется только ассигнациями, которые теперь имеют строгий курс – 30 копеек серебром, а выдача монет в одни руки ограничивается 100 рублями. Для этой цели были выпущены специальные медные монеты с обозначением в «копейках серебром», имеющие большой размер. Приём ассигнаций в государственные платежи прекращается.

Кредитные билеты

Реформа Е.Ф. Канкрина. Серебряный стандарт

Выдвигались различные идеи по оздоровлению экономики. Император Николай I предложил ввести билеты, по которым вкладчики могли получать прибыль в процентах, но подобное уже осуществлялось во втором десятилетии XIX века и привело к отрицательным последствиям. Вместо увеличения серебра в казне вырос государственный долг. Поэтому реформа, которую организовал Е.Ф. Канкрин в 1839-1843 годах подразумевала ввод новых бумажных денег, а не госзаймов. Займами под проценты занимались учреждённые в 1842 года сберегательные кассы (предшественники современного Сбербанка).

Первый этап реформы заключался в формировании разменного фонда в серебряной монете. Для этой цели организовали депозитную кассу и с 1 января 1840 года выпустили депозитные билеты номиналами от 3 до 25 рублей, которые через год пополнились 1, 50 и 100 рублями. Вклады принимались серебряной и золотой монетой и совершенно свободно выдавались вкладчикам без ограничения суммы. Желающих вложить деньги оказалось такое количество, что в кассах обмена собирались очереди. За первый год удалось собрать 24 миллиона рублей монетами.

Депозитные билеты были полностью идентичны первым ассигнациям, но подкреплялись устойчивыми запасами монеты в казне. Основой денежного обращения уже 20 лет был серебряный рубль, а чтобы задействовать и медь, выпускаются медные монеты крупного размера с обозначением в «копейках серебром». Этим способом правительству удалось полностью приравнять все три типа монет – золотую, серебряную и медную, но расчёты по-прежнему велись в серебре.


(из экспозиции музея Гознака)


Лето 1841 года принесло стране мало урожая, необходимо было начинать закупки за рубежом, поэтому неприкосновенный разменный фонд начал понемногу таять. В конце года организуется Заёмный банк, выдававший кредитные билеты номиналом 50 рублей, частично обеспеченные серебром. Билеты выдавались в основном под залог недвижимости, но существовал и прямой размен на серебро.

С 1 июня 1843 года проводится последний этап реформы: обмениваются все существующие бумажные деньги на новые кредитные билеты образца 1843 года номиналами 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Обмен производился 1:1 для депозитных билетов и билетов Заёмного банка, а для ассигнаций по курсу 3 рубля 50 копеек за новый рубль. Кредитные билеты имели обязательное обеспечение серебряной и золотой монетой не менее чем на 1/3. С 1860 года эмиссию банковских билетов взял на себя созданный Государственный банк, пришедший на смену Коммерческому банку.

Простой размен без всяких ограничений способствовал повышению доверия населения к кредитным билетам, они свободно обращались и охотно принимались во все платежи. Разменного фонда хватало с запасом, а излишки поступали на государственные нужды. Из-за экономического кризиса в других европейских странах, многие иностранцы приезжали в Россию, чтобы обменять свои сбережения на твёрдые кредитные билеты.

По своему художественному оформлению кредитные билеты были похожи на ассигнации последних выпусков: фигурная рамка с указанием номинала, внутри которой информация об обязательном размере на золотую или серебряную монету, и подписи должностных лиц. На обороте на фоне государственного герба приводились выдержки из Высочайшего Манифеста о кредитных билетах.

Кредитные билеты во второй половине XIX века

В течение 10 лет кредитные билеты оставались твёрдой формой денег, а из-за удобного использования были весьма востребованы у населения. Но, как и любые бумажные деньги, их рано или поздно ждало обесценивание. Причиной стала неконтролируемая эмиссия для покрытия государственных расходов в ходе Крымской войны. К 1858 году бумажный рубль уже стоил 80 копеек. Это ещё больше провоцировало очереди в разменных кассах, а следовательно снижало доверие к кредитным билетам.


(из экспозиции музея Гознака)


Если ранее серебро и золото накапливалось у населения, и для нормализации денежного обращения оставалось только найти способ его извлечения (например, с помощью займов). То теперь драгоценные металлы уходили заграницу, население скупало более устойчивые английские фунты. Частично устранить дефицит серебряной монеты удалось за счёт понижения веса, а затем и пробы 5, 10, 15 и 20 копеек из серебра. Монеты стали мельче и содержали всего менее половины драгоценного металла. Ограничили и выдачу монеты в одни руки – не более трёх рублей, остальное должно было выдаваться кредитными билетами.

Наметившиеся в 1860-х улучшения финансовой системы позволили поднять курс бумажного рубля, но очередная Русско-турецкая война снова заставила прибегнуть к массовой печати кредитных билетов, что быстро снизило их стоимость в среднем до 66 копеек.

В 1881 году, с приходом к власти Александра III, в обращение поступают напечатанные ранее кредитные билеты номиналом 25 рублей по образцу односторонних английских фунтов. Доверие населения к фунтам должно было перейти и на эти билеты, но эксперимент не показал значимых результатов. Пытаясь бороться с огромной бумажной денежной массой, скопившейся у населения, император подписывает указ о прекращении выпуска кредитных билетов, которых уже было на сумму более миллиарда рублей. Указ предполагал ежегодное сокращение бумажных денег на 50 миллионов, но за 10 лет удалось изъять билетов примерно только на 150 миллионов рублей.

Внешний вид банкнот не оставался неизменным. В 1866 году появляются банкноты нового образца тех же номиналов, но на крупных впервые в истории появляются портреты русских правителей. На 5 рублях – Дмитрий Донской, на 10 – Михаил Фёдорович, на 25 – Алексей Михайлович, на 50 – Пётр I, а на 100 рублях – Екатерина II. Почему именно их выбрал художник, и по какому принципу портреты отбирались для каждого номинала, неизвестно. Уже в конце 1880-х выходят новые билеты номиналами от 1 до 25 рублей, уже без портретов, а 50 рублей больше не печатаются. Дольше всего продержались 100 рублей, выпускавшиеся в неизменном виде по 1896 год, они имели радужный фон, являвшийся тогда вершиной полиграфического искусства. Портрет Екатерины II на 100-рублёвой купюре переживёт и последующую реформу (с изменением дизайна банкноты), продержится до Революции, её так и будут называть - «катенька».


Билеты одного дизайна могли выпускаться при разных правителях, при этом менялся только вензель императора. Например, 100 рублей были с вензелем Александра II, Александра III и Николая II. До 1898 года на деньгах ставилась дата выпуска, после чего стали обозначать дату образца. В 1890-х в последний раз обновляются дореформенные билеты номиналом 5, 10 и 25 рублей, они получают сложное высокохудожественное оформление в духе имперского времени.

Реформа С.Ю. Витте. Золотой стандарт

В начале правления Николая II министром финансов был грамотный политик и экономист Сергей Юльевич Витте. Ещё в 1895 году он предложил перевести денежную систему России на золотой стандарт, то есть каждый рубль имел бы выражение в определённом количестве золота, а серебряная и медная монеты становились бы разменными. Из-за чёткой привязки к золоту обесценивание денег теоретически становилось невозможным.

Необходимо было мягко, без лишних потрясений приравнять новый рубль к 1,5 старым (по устоявшемуся курсу). А потрясений в то время хватало: рост недоверия к власти, забастовки и революционные движения, терроризм.

Самая крупная золотая монета номиналом 10 рублей тогда неофициально называлась империалом. Разрабатывались новые монеты того же веса, выраженные не только в рублях, но и в империалах: «ИМПЕРИАЛ. 10 РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМЪ», также был полуимпериал. Параллельно предпринимались попытки назвать самую крупную монету «русом» или «русью». Всё это не пошло дальше пробных экземпляров. Вместо новых денег решили просто обменять старые 10 рублей на новые 15, с этой целью в 1897 году массовым тиражом выпущены монеты номиналом 15 и 7,5 рублей по весу 10 и 5 старых рублей соответственно. А новые 10 рублей снизили массу в полтора раза, их и приравняли к 10 новым «золотым» бумажным рублям.


Но чтобы ввести кредитные билеты нового типа, необходим был значительный обменный фонд в золотой монете. До этого времени золоту уделялось мало внимания, оно не пользовалось большим спросом. Для создания резервного фонда, ещё за 20 лет до реформы начинают издаваться указы о предпочтительном приёме золотой монеты в государственные платежи и в качестве пошлин, а также иностранной валюты в золотом выражении. Дополнительно вводятся вклады, принимаемые в золоте в обмен на депозитные квитанции.

С 1895 года многие государственные сборы начинают выражаться в золоте и рассчитываются ежедневно по курсу приёма металла. Серебряный рубль стал приравниваться к 17,424 долям чистого золота, то есть к 0,774 граммам. Это составляло как раз 2/3 веса золотого рубля старого образца. Бумажные деньги старого типа принимаются по курсу 15:10. То есть население постепенно осваивало расчёты в золотых слитках, бумажной формой которых и должны были стать кредитные билеты.

Новые кредитные билеты выпускаются в обращение в 1898 году. Номиналы 1, 3, 5, 10 и 25 рублей остались прежнего дизайна, но вместо указания об обязательном размене на серебряную монету, на них появилась надпись о размене каждого рубля на 17,424 доли чистого золота, или 1/15 империала. Название «империал» переходит на 15-рублёвую монету. Появляются совершенно новые банкноты в 50, 100 и 500 рублей с портретами: Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Старые золотые монеты не изымались и приравнивались к 1,5 новым. Серебряные и медные монеты внешнего вида и веса не поменяли, но стали второстепенным средством платежа. Выпуск кредитных билетов ограничивался как минимум 50% обеспечением золотой монетой, а выпуск свыше 600 миллионов должен был полностью обеспечиваться золотом.


Среди влиятельных кругов было много противников реформы, которые считали, что Россия не готова к переходу на золотой стандарт, в отличие от более развитых стран. Благополучное существование денежной системы такого типа было возможно только при наличии большого золотого запаса, а он в случае малейших потрясений будет уходить заграницу. Так и произошло, крепкий рубль продержался только 16 лет.

Денежное обращение в начале XX века

В новый век Россия вступила с устойчивыми бумажными деньгами, обеспеченными большим золотым запасом. Даже Русско-японская война оказала лишь незначительное влияние на эмиссию. Вместо выпуска всех кредитных билетов, правительство сосредоточилось на печати билетов низкого номинала. Тогда же появляются и 3 рубля нового образца, печатавшиеся и в первые месяцы советского времени.


При Николае II многие преобразования были направлены на расцвет самодержавия, вопреки росту числа революционных движений. Изменения не обошли стороной и деньги. В 1909-1912 годах выходят купюры нового образца от 5 до 500 рублей, выполненные с излишествами художественного оформления в духе барокко. На них в богато украшенных фигурных рамках были портреты русских императоров, имелись изображения сложных архитектурных элементов, многоцветный фон, микротекст. Особого внимания заслуживает 500 рублей образца 1912 года с портретом Петра I и женской фигурой в полный рост, символизирующей Россию. Без изменений оставили только 50 рублей, рубль и 3 рубля.


Денежное обращение достигло небывалых высот, и казалось, ему уже ничего не грозит. Для подтверждения этого стоит привести несколько цифр. В начале 1914 года в обращении было около 2,5 миллиардов рублей денежными знаками и монетами всех типов. Из них 1664 млн. рублей кредитными билетами, 494,2 млн. золотой монетой, 226 млн. серебряной и 18 млн. медной монетой. При этом золотой запас Государственного банка перекрывал кредитные билеты на 31 млн. рублей. То есть по манифесту 1898 года допускался выпуск ещё более 300 млн. рублей бумажными деньгами без увеличения разменного фонда.


После вступления России в 1914 году в Первую Мировую войну началась неконтролируемая эмиссия. Всего за три года количество кредитных билетов выросло до 10 миллиардов рублей, а курс бумажного рубля снова стал колеблющемся. В начале 1917 года за него давали всего 25 копеек, а в Европе он котировался по курсу 0,56 к золотой монете. Серебро и золото стало оседать у населения, выпуск монеты прекратился.


В 1915 году в обращении вместо серебряных монет появляются деньги-марки номиналами 10, 15 и 20 копеек, выполненные по образцу почтовых марок к 300-летию Романовых. Они выпускались в листах по 100 штук с перфорацией для отрыва. На лицевой стороне были портреты императоров, на оборотной изображался герб и номинал числом и прописью. В то же время медная монета постепенно замещается купюрами-карточками номиналом 1, 2, 3 и 5 копеек, также появляется купюра 50 копеек. 10, 15 и 20 копеек этого типа в обращение не вышли и сейчас считаются редкими. В следующем году выходят деньги-марки номиналом 1, 2 и 3 копейки. Полностью чеканка медных монет останавливается в 1917 году, а серебряных в 1916. Золотая не выпускается с 1911 года.

Деньги Временного правительства

После Февральской революции к власти приходят представители бывшей Государственной думы и другие политические деятели, сформировавшие Временное правительство. Чтобы начать реформы, которых ждали противники царской власти, пришлось увеличить выпуск бумажных денег. За 8 месяцев было напечатано 9,5 миллиардов рублей кредитными билетами.

Купюры уже на протяжении многих лет выпускались без изменений, отличия были только в подписях управляющего и кассира, а также в сериях номера. Сопоставив все эти параметры, коллекционеры могут определить точный год печати, поскольку на всех стоит только дата образца. Например, рубль с датой «1898» был с подписью управляющего Плеске, который находился у руля Государственного банка до 1903 года, затем его место занял Тимашев, а в 1910 году Коншин. Среди рублей с подписью «И. Шипов» выделяют четыре основных типа: 1914-1916 года, 6 цифр в номере; 1916 года, 3 цифры в номере; выпуск временного правительства и выпуск советского правительства. Были и местные выпуски Архангельской губернии с перфорацией «ГБСО», они существуют с разными номерами и подписями. Начинающий коллекционер берёт в руки купюру с датой «1898» и даже не подозревает, что она выпущена уже при советской власти, хотя таких банкнот большинство.


Кроме купюр царского образца, летом 1917 года начался выпуск совершенно новых банкнот номиналом 1000 рублей с гербом Временного правительства: двуглавый орёл без корон (похож на современную эмблему Центробанка). На лицевой стороне этих денег имелось изображение здания Государственной думы, за что их прозвали «думками» или «думскими деньгами». Осенью по указу председателя правительства Керенского выходят мелкие карточки номиналом 20 и 40 рублей в неразрезанных листах по 40 штук, они сразу же получили прозвище «керенки». Также в сентябре начался выпуск банкноты номиналом 250 рублей. Некоторые с ужасом обнаруживают на банкнотах Временного правительства свастику, не заметную при беглом осмотре. На самом деле этот символ тогда ещё не был взят фашистами и означал мирное существование, а появился он задолго до этого в Индии.

При Временном правительстве вместо разменной монеты продолжали выпускаться деньги-марки номиналами 1, 2 и 3 копейки. Они отличались наличием чёрной надпечатки в виде цифры номинала на лицевой стороне. При советской власти в первое время эти номиналы также печатались, но на оборотной стороне вместо герба был повторен номинал чёрной краской.

1. Гусаков А.Д. "Денежное обращение дореволюционной России". – М., 1954.

2. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.: Госфиниздат, 1946.

3. Щёлоков А.А. "Бумажные деньги. Исторические факты, легенды, открытия".

Фотографии предоставлены пользователями сайта: Шурик92, Летта, Кузбасс, Admin, MushrO_Om

Уже в середине XVIII века существовала потребность в реформировании системы наличного расчета в царской России. Основной расчетной единицей на тот момент являлись серебряные и медные монеты, стоимость которых выступала всеобщим эквивалентом на территории страны. Однако добывалось нужных металлов не так много, как требовалось, да и себестоимость добычи была очень высока. Еще в 1762 году Петром III была предпринята попытка создания государственного банка, который выпускал бы бумажные деньги - банкноты до 1000 рублей, однако его проект не был реализован.

Вновь вернулись к замыслу, выпуска бумажных денег, в 1769 году, когда и был учрежден Ассигнационный банк. Тогда были напечатаны ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Их отличительной чертой было наличие фигурной орнаментальной рамки, в которую были заключены не только обозначение номинала и места обмена денег в царской России, но и тисненая символика, которая служила защитой от подделки. Кроме того, по краям дополнительно располагались водяные знаки, а в углах – гербы.


В 1818 году купюры были заменены - предыдущие бумажные деньги, имевшие хождение на территории царской России, слишком легко подделывались. Теперь они выпускались на специальном более защищённом материале Экспедицией по заготовлению государственных бумаг, располагавшейся в Петербурге. На лицевой стороне ассигнаций теперь красовался масонский гербовый орел с опущенными крыльями. Кроме того, банкноты подписывались лично кассиром, выдавшим их, а также имели факсимильную подпись управляющего - князя Хованского, отличную для каждого номинала. На оборотной стороне указывалась цена купюры прописью. Денежные знаки изготавливались из специальной литой бумаги, которая для 5 рублей имела синий цвет, 10 - розовый, а для более высоких - белый. Кроме того, в ходе реформы была введена и банкнота номиналом 200 рублей.

В каталогах бумажных денежных знаков царской России приведены ориентировочные цены на ассигнации, стоимость купюр периода 1769 – 1817 гг. как правило, превышает сто тысяч рублей, не редки продажи когда аукционная цена превышает миллион. Цена на ассигнации 1818 – 1843 гг. естественно несколько пониже, но меньше чем за 50 тысяч приобрести их, даже в не самом лучшем, удовлетворительном состоянии, практически не реально.

Очередная денежная реформа в царской России произошла в 1843 году, когда появились первые кредитные билеты , приравнивающиеся по указанной на них стоимости уже к серебряной монете. На лицевой стороне был изображен уже привычный герб Российской Империи, а также указание номинала и подписи ответственных за выпуск лиц, включая директора государственного банка. Кроме того, на данной части банкноты наносились и номера, причем для каждого номинала применялся свой собственный гарнитур шрифта. Достоинство купюры, также дублировалось в текстовой и цифровой форме, а с обратной стороны находилась выдержка из царского манифеста о хождение кредитных билетов. Для защиты бумажных денег от подделки данная информация была набрана тремя разными шрифтами в строго определенной последовательности.



В связи с развитием полиграфии и совершенствованием качества печатания с 1866 года было принято решение выпускать банкноты более высокого уровня защиты. Они создавались методом металлографской печати с использованием специальных красок и розеток. Лицевая сторона теперь была украшена императорскими регалиями и факсимильными подписями ответственных лиц, а на оборотную сторону наносились портреты известных правителей царской России. Кроме того, отличительной чертой купюр, имевших хождение с 1866 года , было наличие водяных знаков с полутонами.


Цены, указанные в каталогах российских банкнот, даже на самые распространенные кредитные билеты середины XIX века начинаются с 10 – 15 тысяч. Сохранилось купюр этого периода очень мало, так как все они в течение достаточно большого времени обменивались без каких либо ограничений. Более детально стоимость бумажных денег этого периода можно посмотреть в специализированных каталогах по бонистики.

В 1887 году появились новые бумажные деньги , изготовленные с использованием двухцветной печати, украшение которых было выполнено в «русско-византийском» декоративном стиле. Отличались эти банкноты и наличием впрессованных в них шелковых нитей, повышавших степень защиты. 1 и 3-х рублевые купюры этого выпуска, формально имели силу до 1922 года, они сохранялись в обороте вплоть до первых денежных реформ Советской власти - однако постепенно изымались по мере печати новых купюр.



С 1892 года бумажные деньги в царской России стали многоцветными - при их создании применялась радужная, переливающаяся цветами, так называемая «орловская печать». Подразумевавшая использование единого клише для формирования многоцветного изображения. В стилистике купюр образца 1892 – 1895 гг. применялись изображения женщины, символизировавшие великую Россию в шапке Мономаха.

В ходе реформы Витте с 1898 года была сформирована потребность в выпуске новых бумажных денег . Их основным отличием от старых банкнот стало указание о возможности обмена кредитных билетов на золото. Кроме того, была принципиально обновлена купюра в 50 руб., она стала выпускаться с портретом Императора Николая 1, и появился новый кредитный билет в 500 рублей с портретом Петра 1.



Последние купюры царской России были выпущены в 1905-1913 гг. Они содержали металлографическую печать до 5 цветов в одной стороне бумаги, а также отличались совершенно новой стилистикой, предполагавшей использование сложных орнаментов для денежных знаков в 3, 5 и 10 руб. 25 рублей стали портретными, с изображением Александра 3. В ходе печати некоторому обновлению подвергались банкноты, номиналами 100 и 500 рублей.

Ориентировочные цены на банкноты царской России конца 19, начала 20 века указаны в статьях данного сайта посвященных этим денежным знакам.

Большинство нумизматов желают приобрести в свою коллекцию весьма специфическую банкноту достоинство в 10 рублей 1909 года эмиссии. В чем ее уникальность? Экземпляры этого денежного знака удостоверялись подписью трех разных управляющих Госбанка России и именно этот фактор ныне является определяющим при установлении стоимости монеты. Сколько же можно выручить за исторический раритет, которому через два года исполнится уже 110 лет?

Историческая справка

Купюры номиналом в 10 рублей 1909 года появились в обращении 1 ноября. Они не предполагали полной замены прежних бумажных денежных знаков и потому обращались на правах законного средства платежа наряду с банкнотами 1898 года.

Оборот они покинули только 8 сентября 1922 года, после окончательного установления власти Советов (по окончании Гражданской войны) и переходу на новый дизайн банкнот. Следовательно, 10-рублевая банкнота, эмитированная в 1909 году, стала свидетельницей царской власти, правления Временного правительства и управления Советами народных депутатов.

10 рублей 1909 года имеют несколько характерных особенностей, в числе которых:

  1. Большой размер – 105 мм в длину и 175 мм в ширину;
  2. Купюры отпечатаны на тонкой бумаге сероватого оттенка;
  3. Банкноты, обращавшиеся в российской экономике в годы царской власти, в период правления Временного правительства и Советов народных депутатов, были удостоверены подписями разных управляющих Банка России;
  4. Рисунок на банкноте имеет вертикальную ориентацию (в отличие от традиционной горизонтальной);
  5. Денежный знак не является однотонным – он оформлен сочетанием зеленого, красного и фиолетового оттенков;
  6. 10-рублевая купюра 1909 года – весьма содержательный денежный знак, на оборотной стороне которого можно даже прочитать правила хождения бумажных денег в России.

Базовые характеристики банкноты

1909 года эмитировались в период с 1909 по 1917 год. Оставшееся время их обращения повторные выпуски не проводились. Какими же внешними характеристиками обладает денежный знак?

На лицевой его стороне размещен герб Российской империи в изысканной рамке, по бокам которого размещены аккуратные десятки. Под гербом расположена надпись: «Государственный кредитный билет», номинал и сообщение о том, что банкноты в любой сумме размениваются Госбанком на монеты (с указанием пропорции обмена – 1 рубль = 17, 424 долей золота). Далее следуют подписи управляющего, кассира, номер и серия купюры, а также год эмиссии.

На оборотной стороне можно увидеть ромбовидный картуш, заключенный в две рамки и оформленный растительными узорами. В нем приведены три правила обращения бумажных рублей в Российской Империи:

  • Возможность размена банкнот на золотые монеты, которую обеспечивает государство;
  • Равнозначность золотых и бумажных денег на всей территории страны;
  • Наказание фальшивомонетчиков каторжными работами и конфискацией имущества.

Общий вид банкноты весьма роскошный: ее украшают многочисленные рамки, изящные шрифты, растительные узоры. Он напоминает страницы из книг периода царской России.

Что касается защиты 10 рублей 1909 года, то эта купюра имела водяной знак в виде мелких цифр, обозначающих номинал, которые размещены непосредственно по диагонали.

Разновидности 10 рублей 1909 года и их цена

Опытные нумизматы выделяют целых шесть разновидностей банкноты 1909 года, номиналом в 10 рублей, а именно:

  1. (А) с подписью Тимашева С., эмитированная в 1909 году;
  2. (Б) с подписью Коншина А., которая выпускалась с 1910 по 1914 годы;
  3. (В) с подписью Шипова И., серии ДМ-КЦ (1914-1916);
  4. (Г) с подписью Шипова И., серии КЧ-КГ (начало 1917 года);
  5. (Д) с подписью Шипова И., серии ПД-АМ (после революции);
  6. (Е) с подписью «Образец».

На нумизматических аукционах имеют хождение купюры разного качества от хорошего до идеального, именно поэтому продать 10-рублевые банкноты указанных выше разновидностей можно в таком диапазоне цен:

  • 2000-3500 рублей – за вариант «А» (Тимашев С.);
  • 700-1100 рублей – за вариант «Б» (Коншин А.);
  • 200-600 рублей – за варианты «В», «Г» и «Д» (Шипов И.);
  • 500-1500 рублей – за вариант «Е» (образец).

Таким образом, купюра достоинством в 10 рублей, которая прошла три исторических периода – царскую Россию, власть Временного Правительства и управление Советов периода Гражданской войны может принести своему владельцу немалую прибыль. При этом, чем старше денежный знак, тем выше его цена.

"Д енежные знаки и боны – наиболее объективные и красноречивые документы истории не только в силу своего официального происхождения, но также в виду общественно-рыночной их значимости, как показатели материального благополучия и взаимоотношений различных общественных классов в данный исторический момент… Помимо этого – боны и дензнаки символизируют современные им политические события, войны, борьбу партий, смену властей, идеологию правящих классов. Эволюция общества, революционные скачки и сдвиги общественных классов, победы и поражения борющихся, открытые и скрытые закулисные влияния на данное правительство – все это находит свое отражение в бонах и дензнаках эпохи. В художественном отношении денежные знаки и боны часто представляют из себя богатейшее собрание образцов современного графического искусства, шедевры национальных красивых и стильных рисунков, орнаментов, символических или реалистических изображений, неповторяемых композиций сюжетов и сочетаний красок, много говорящих о данной эпохе вдумчивому наблюдателю. Наконец, - даже техническое исполнение тех или иных бон и дензнаков уже много говорит пытливому уму человека, останавливая его внимание на качестве бумаги, рисунков и красок характеризующих бумажную, химическую и москательную отрасли современной промышленности. Далее – сама печатная работа, изготовление и исполнение водяных знаков, если таковые имеются, - все это до некоторой степени характеризуют современную технику и полиграфию.

Словом – бумажные денежные знаки и боны служат показателем культуры, экономического развития и благосостояния народа, его общественного и политического устройства, зеркалом в котором отражается вся его история".

[ 1 ]


Прав был Вольтер, сказав, что кто не знает прошлого, тот не знает – ни настоящего, ни будущего, ни самого себя.

В довершение пространных и местами абстрактных рассуждений следует отметить, что эти цветные бумажки и металлические кругляшки держали в руках Ваши пра-радедушки и пра-прабабушки. Трудно выскзазать, какие чувства и мысли обуревали их в это время; что они планировали, чего боялись, чего достигли, чему радовались... Но то,что целая буря чувств, эмоций, мыслей и деяний вызвана каждым из этих замечательных творений - сомневаться не приходится.

Быть может пришло время снова взять эти старинные денежные знаки в руки и подключиться к информационному потоку из далекого прошлого. Ну если не взять в руки, так посмотреть...

Итак:

Денежные знаки Российской Империи, выпущенные в период их свободного размена на золотую монету.

В конце XIX-го столетия бурное социально-экономическое развитие России побудило правительство к радикальному изменению всего устройства денежного обращения. 29 августа 1897 г. Государь Император подписал новый эмиссионный закон, который регулировал выпуск кредитных билетов в обращение и принципы их обеспечения золотом. В соответствии с этим законом Государственному банку было разрешено выпустить в обращение кредитные билеты на сумму в 600 млн. руб. из того расчета, чтобы покрытие их золотом составляло 50% от этой суммы и остальные 50% выпускались бы под залог частных коммерческих векселей на недвижимое имущество и землю. При выпуске денежных знаков сверх 600 млн. руб. каждый кредитный рубль превышения должен быть обеспечен золотом на 100 %.

С принятием этого закона, предусматривавшего свободный размен кредитных билетов на золото, возникла необходимость в помещении нового разъяснительного текста на банкноты. Надпись на ранее выпущенных билетах гласила, что они обращались на всей территории Российской Империи на ровне с серебряной монетой и разменивались кассой Государственного банка на золотые деньги не по номинальной стоимости, а в соответствии с курсом золотой монеты относительно серебряной. Так как курс золота постоянно повышался относительно серебра, а вес и проба монет оставалась неизменной, то со временем покупательная способность золотых монет становилась выше. К 1890-м годам в стране сложилась непотребная система ценообразования, при которой за один и тот же товар приходилось платить разную цену в номинальном исчислении в зависимости от монетного металла. Закон от 29 августа 1897 г. , уничтожил это противоречие, установив в качестве единственного и абсолютного мерила ценности товара золотой рубль. Но после введения в стране системы золотого монометализма (так называется денежная система основанная на золотом счислении) укоренившаяся за десятилетия привычка к старым правилам выражения цены приводила к недоразумениям в расчетах и даже к злоупотреблениям. Жертвами, как правило, становились богатые иностранцы или, напротив, малограмотные слои населения. Закон от 14 ноября 1897 г. "Об изменении надписей на кредитных билетах" предусматривал текст следующего содержания: "Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничений суммы (руб. = 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота). Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотой монетой". Кредитные билеты предыдущих выпусков изымались из обращения по мере их естественного износа и поэтому массовая доля новых кредитных билетов в денежном обращении постоянно росла и с начала ХХ-го века по 1917 г. они составили основу денежной наличности.

Здесь, видимо, не лишне разъяснить некоторые старорежимные термины, значение которых сейчас основательно подзабыто. Некоторые из них встречаются в надписях старинных кредитных билетов и вызывают вопросы у нас, людей нового времени. Людям же позапрошлого столетия они были хорошо известны. Во первых, что означает 17,424 долей чистого золота? Много ли это, или мало? Долей чего? Все проясняется, если вспомнить русскую дометрическую систему мер и весов, согласно которой: 1 пуд = 40 русским фунтам = 16,380 кг; 1 русский фунт = 96 золотникам = 409,512 г; 1 золотник = 96 долям = 4,26 г. ; 1 доля = 0,044 г. Таким образом - доля, это старинная русская единица веса, равная 0,044 грамма. Отсюда следует, что один золотой рубль был эквивалентен 0,044 х 17,424 = 0,766656 г чистого золота (1000-ной пробы). При желании, учтя современные цены на золото, можно рассчитать ценность старорежимного рубля по отношению к современному. Но это так - в порядке эксперимента. Во вторых, что такое империал? Ответ прост - это золотая монета, содержащая чистого золота на 15 рублей.

Если на 1 января 1897 г. золотых монет в обращении было на 36 млн. рублей, то через 2 года их было уже в 12,5 раза больше (451,4 млн. руб). Кроме империалов (15 руб.) и полуимпериалов (7,5 руб.) в 1897 г. начинается чеканка монет в 1/3 империала (5 руб.), а в конце 1898 г. начинается чекан золотых десяток (2/3 империала). Кроме того, в обращении была оставлена вся медная и серебряная монета прежних лет. Но серебро из основного денежного металла было превращено во вспомогательное разменное средство обращения. Расчеты в высокопробным серебром между частными лицами были ограничены 25-ю рублями, а низкопробным билоном 3-я рублями на душу населения. Следует отметить, что при свободном размене на золото, население быстро утратило привычку к накоплению золотой монеты и, в большинстве своем, предпочитало бумажные банкноты, как более удобные и защищенные от подделки.

Все банкноты получили любовные народные прозвища: рубль - "рыжик" и "конарейка", трешка - "зелененькая", пятирублевка - "слива", десятка - "красненькая", вожделенная мечта российского верноподданного - сторублевка стала "катенькой", а весомая пятисотрублевка почтительно величалась - "Пётр". В 1914 г. с началом 1-й Мировой войны, размен кредитных билетов на золото был прекращен с формулировкой "временно до окончания военных действий". Но последующие исторические процессы привели к полному крушению Империи и обязательствам российского министерства финансов не суждено было сбыться уже никогда. Царские кредитные билеты этого типа находились в обращении и при Временном правительстве и при ленинском. Они утратили платежную силу и были изъяты из обращения в процессе советской денежной реформы 1922 г. Ниже экспонируются государственные кредитные билеты, выпущенные с новой законоуточняющей надписью по закону от 14 ноября 1897 г.


Г осударственный кредитный билет образца 1898 г. номиналом в 1 рубль. Эмиссировался с 1898 по 1917 год. В условиях 1-й Мировой войны с 1915 г. они печатались без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр. В начале ХХ-го века эта купюра достоинством в 1 рубль могла составлять очень хороший дневной заработок наемного работника на тяжелых физических работах. Цвет рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный редитный билет образца 1905 г. номиналом 3 рубля. Выпускался с 1905 по 1917 гг. В начале ХХ-го века этой купюрой мог быть оплачен воз хорошего сена или железнодорожный билет от Пензы до Москвы. Цвет трехрублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.


Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 5 рублей. Денежный знак эмиссировался с 1909 по 1917 г. При Временном правительстве в условиях 1-й Мировой войны с 1917 г. он печатался без индивидуальной шестизначной номирации, которая для ускорения производства была заменена обозначением серии из двух литер и трех цифр (этот вариант показан на иллюстрации). В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячный заработок наемной кухарки (при хозяйских харчах) или месячный оклад официанта в непрезентабельном трактире (без учета чаевых). Цвет пятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 10 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить изготовление двух фотографических портретов малого формата, каждый из которых воспроизведен в двенадцати дубликатах. Цвет десятирублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1909 г. номиналом 25 рублей. В начале ХХ-го века этой купюрой можно было оплатить сезонное проживание всей семьи на съемной даче в Ахунах или оплатить годовое обучение чада в одной из Пензенских гимназий. Цвет оборотной стороны 25-рублевой купюры в Российской Империи и СССР был неизменен при всех эмиссиях и правительствах до 1991 года.

Г осударственный кредитный билет образца 1899 г. номиналом 50 рублей. Несмотря на кажущуюся простоту оформления, эта банкнота до сих пор является самым защищенным от подделки денежным знаком. До сей поры ни кому не удалось исполнить ее качественную полиграфическую подделку. Поэтому Министерством финансов было принято бесприцендентное решение об ее эмиссии без водянных знаков, так как для ее защиты было достаточно примененных полиграфических средств. В начале ХХ-го века эта купюра могла составлять месячную заработную плату муниципального чиновника средней руки или школьного учителя.

Г осударственный кредитный билет образца 1910 г. номиналом 100 рублей. В начале ХХ-го века тридцатью такими купюрами можно было оплатить современный для того времени спортивный автомобиль "Форд".

Г осударственный кредитный билет образца 1912 г. номиналом 500 рублей. Фантастически крупный денежный знак, эквиволентный 22-м граммам чистейшего золота 1000-ной пробы. Его обладатель мог планировать покупку уютного деревянного жилого домика с мезонином, усадьбою и садиком где либо на Песках или Инвалидной слободке.

Денежные знаки, выпущенные в период 1-й Мировой войны при Временном правительстве.




А этот раздел имеет особое отношение к пензенской истории. Вернее сказать "не имеет", а является ее неотъемлемой, но несколько подзабытой частью. Ибо все эти денежные знаки изготовлены здесь, в этом городе.

Денежные знаки Советской России, отпечатанные в 1919-1921 годах на Пензенской печатной фабрике Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг.

В начале 1918 г. красный Петроград становится прифронтовым городом и советское правительство принимает решение о переносе столицы молодого советского государства в Москву. Вместе с правительством, Петроград должны были покинуть все советские госучреждения, архивы и предприятия, обеспечивающие жизненно-необходимые функции новой власти. В числе первых подлежала эвакуации Петроградская печатная фабрика Экспедиции заготовления государственных ценных бумаг (ЭЗГЦБ), способная обеспечить весь объем производства государственных денежных знаков, почтовых марок, ценных бумаг, документарных бланков и особоважных удостоверений.

Исполнить масштабный переезд и пуск фабрики на новом месте в короткие сроки было технически невозможно. В этой ситуации было приняло решение о дроблении фабричного оборудования на несколько технологически завершенных партий и эвакуации их в разные городоа, достаточно удаленные от фронта и полностью подконтрольные советской власти. Специальные уполномоченные представители фабрики были командированы в Самару, Саратов и Пензу для выяснения обстановки на местах. Каждый из них получил удостоверение, подписанное самим Лениным, дающее широкие права конфискаций и реквизиций всего необходимого для устройства отделений ЭЗГЦБ в указанных городах. В результате обследования для размещения отделения Экспедиции была выбрана Пенза, как обладающая достаточным количеством квалифицированных типографских рабочих, наличием бумажной фабрики Сергеева и развитой сетью железных дорог. На юго-восточной окраине города нашлось и подходящие здания - пустующие корпуса "Пензенского трубочного завода", возведение которого началось в 1916 г. для производства артиллерийских взрывателей, но остановленное из-за трудностей военного времени и грянувшей революционной анархии.

В марте 1918 г. В.И. Ленин направляет управляющему Экспедицией ценных бумаг Михаилу Константиновичу Лемке, предписание, согласно которому в случае необходимости следует уничтожить все оборудование и печатные формы, вывоз которых из Петрограда не представлялось возможным. После чего в экстренном порядке Экспедиция должна выехать в Пензу для обустройства там печатной фабрики. Управляющий Пензенским отделением Экспедиции был назначен первый заместитель М.К. Лемке, старейший работник ЭЗГЦБ, перешедший на сторону советской власти - Павел Васильевич Калакуцкий. В конце мая, когда первый эшелон с уникальными печатными машинами орловской печати, запасами бумаги и печатными формами добрался до Пензы, в ней вспыхнул мятеж чехословацкого корпуса. Во время боев за Пензу и последующего грабежа сверхсекретные орловские машины, к счастью, не пострадали, но несколько машин плоской печати типа «американка» и бумажные запасы были реквизированы чехословацкими легионерами для своих нужд. Не смотря на многочисленные трудности, в ноябре 1918 г. к первой годовщине советской власти на Пензенской печатной фабрике ЭЗГЦБ были выпущены юбилейные почтовые марки Советсой России. Для печати марок были использованы клише, гравированные при прежнем - Временном правительстве. Поэтому на марках наименование государства «Россiя» исполнено еще по законам старой орфографии, к тому времени уже реформированной одним из декретов советского правительства.

В апреле 1919 г. в Пензе начинается производство советских кредитных билетов с клише, так же изготовленных еще при Временном правительстве. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров от 15 мая 1919 г. "О выпуске в обращение новых кредитных билетов образца 1918 года" была проведена масштабная эмиссия новых денежных знаков Советской России, которые стали обслуживать денежное обращение наравне с денежными знаками прежних лет – царскими, «керенками» и «думками». Изъятие денежных знаков предыдущих правительств, в соответствии с условиями выпуска новых кредитных билетов, не планировалось. Деньги РСФСР этого вида печатались с 1919 по начало 1921 г. В обращение были выпущены "Государственные кредитные билеты образца 1918 г." достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50, 100, 250, 500 и 1000 рублей. Временному правительству не удалось исполнить все намеченные проекты своих денежных эмиссий, так как тому помешала Октябрьская революция. Печатные формы денежных знаков, подготовленные Временным правительством для своих финансовых проектов, были востребованы правительством РСФСР для выпуска в экстраординарных условиях своих денежных знаков. Поэтому денежные знаки Советской России не имели советской символики. На них можно увидеть исторически несовместимые элементы оформления - герб ушедшей буржуазной России и дату "1918" - то есть год, когда уже была установлена советская власть. На кредитных билетах в строке "Управляющий" проставлено факсимиле главного комиссара Народного банка РСФСР Г. Пятакова. Индивидуальная нумерация билетов не предусматривалась и для ускорения производства была заменена обозначением серий.

10-рублевую купюру в народе в дореволюционной России называли «красненькая», «красная» или «червонец».

Например, в четвертой части романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» читаем: «Мирон Григорьевич, порывшись в сундуке, достал засаленный платок, развязал его; шелестя хрусткой бумагой, отсчитал десять “красненьких”».

В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится коллекция бонистики конца XIX - начала XX века, в которой имеются «красненькие» - государственные кредитные билеты достоинством 10 рублей образца 1909 года.

В обращение кредитные билеты были выпущены 1 декабря 1910 года согласно указу от 29 апреля 1909 года, печатались до 1919 года, находились в обращении до 1 октября 1922 года. По количеству выпущенных литерных серий 10 рублей образца 1909 г. уступают только 3 рублям серии 1905 г., самой ходовой банкноте в денежном обращении предреволюционной России. Десятирублёвая купюра была для населения оптимальным вариантом хранения сбережений: с одной стороны, она была достаточно «дорогой», в которой было выгодно хранить сбережения, с другой - относительно общедоступной.

К началу ХХ века технология печатания денег переживала расцвет. Именно в это время Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (ныне фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов - Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф. Лундина, П. Ксидиаса. В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты».

Государственный кредитный билет достоинством 10 рублей был оформлен в светло-красных тонах с органичным вплетением салатного, светло-зелёного и фиолетового тонов. Среди всей серии купюр образца 1909 года это была самая «расцвеченная» купюра: допускалась вариация основного фона банкноты. Среди дошедших до нас кредитных билетов встречаются купюры оттенков от кирпичного до тёмно-розового; рисунок на оборотной стороне имеет вариации от тёмно-фиолетового до коричневатого тонов. В оформлении купюры были видны яркие черты стиля «модерн»: множество символических элементов, отражающих благополучие государства.

Лицевая сторона содержала все основные полезные элементы банкноты: малый государственный герб государства образца 1883 года, номинал, надпись об обмене бумажных денег на золото, факсимильные подписи управляющего и кассира, указывались шестизначный порядковый номер и двухлитерная серия.

На оборотной стороне банкноты печатались три параграфа из указа о правилах их обращения: «1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства. 2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою. 3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу». Основной композицией и на лицевой, и на оборотной сторонах являлись свешивающиеся пышные гроздья всевозможных плодов и цветов, которые служили неплохим средством защиты от подделки: кажущаяся симметричность композиции обманчива.