Меню
Бесплатно
Главная  /  Сбербанк  /  История архитектуры. Московские проекты великого архитектора ле корбюзье Дом центросоюза ле корбюзье экскурсия

История архитектуры. Московские проекты великого архитектора ле корбюзье Дом центросоюза ле корбюзье экскурсия

В этом году архитектурное сообщество отмечает 125-летний юбилей великого Ле Корбюзье (Шарля-Эдуара Жаннере-Гри), оказавшего колоссальное влияние на архитектуру XX века. К этой дате в Москве был приурочен ряд событий, в том числе выставка в ГМИИ имени Пушкина, переиздание книги "Ле Корбюзье и мистика СССР" и другие.

Выставка работ Ле Корбюзье в ГМИИ им. Пушкина. Фото: Москва 24

Имя Ле Корбюзье ассоциируется в первую очередь с известной капеллой в Роншане и виллой Савой. Но архитектор является и автором нескольких проектов для Москвы – Дворца Советов, Центросоюза и проекта развития города "Ответ Москве", известного под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье приезжал в Москву три раза – в 1928, 1929 и 1930 годы. Его привлекала новая страна и новые возможности Страны Советов.

В 1931-32 годы в Москве проходил конкурс на здание Дворца Советов. Дворец планировалось разместить на месте взорванного храма Христа Спасителя. Архитектор предложил смелое решение – он подвесил главный зал на параболической арке. Но новаторские идеи Ле Корбюзье не были воплощены – в это время авангард в России уже уступал место советской неоклассике.

Ле Корбюзье работает над проектом Дворца Советов. Фото: ГМИИ им. Пушкина

А дом Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве по проекту Ле Корбюзье был построен. Конкурс на проект здания был объявлен в 1928 году. В нем участвовали русские архитекторы-конструктивисты братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский, Иван Леонидов и другие. Все они попросили председателя Центросоюза Исидора Любимова, чтобы проектирование было отдано Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье, проектируя здание, воплотил в жизнь основные свои постулаты: гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа и горизонтальные крыши. Проект Центросоюза Ле Корбюзье был крайне новаторским, опережающим время. Это касается и примененных материалов, и конструкций, и архитектурного облика. Здание известно своими уникальными внутренними пандусами. Дом Центросоюза был построен в 1936 году при участии архитектора Николая Колли. Он стал одним из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Здание расположено на Мясницкой улице, 39. В настоящее время в нем находится Росстат.

Здание Центросоюза. Фото: Софья Кондрашина

В 1930-е годы в Москве архитекторы разрабатывали "Зеленый город", который планировалось построить на северо-востоке Москвы. Ле Корбюзье пригласили прокомментировать проект. Он предложил архитекторам отказаться от идей дезурбанизации и разработал для города новый проект "Ответ Москве", который известен под названием "Лучезарный город". Ле Корбюзье хотел радикально изменить облик Москвы, застроив почти весь центр Москвы. Не удивительно, что предложение архитектора принято не было.

Во время своих приездов в Москву Ле Корбюзье подружился со многими архитекторами-авангардистами того времени, в том числе с Моисеем Гинзбургом и Александром Весниным. Ле Корбюзье даже использовал наработки Гинзбурга, его чертежи дома Наркомфина, работая над своей "жилой единицей" в Марселе.

Дом Наркомфина. Архитектор Моисей Гинзбург. Фото: ИТАР-ТАСС

Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер модернизма, представитель архитектуры интернационального стиля. Здания по его проектам построены по всеми миру – в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии и Бразилии. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объемы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); "прозрачные", просматриваемые фасады и свободные пространства этажей ("свободный план"). Со временем постулаты Ле Корбюзье стали привычными чертами современной архитектуры.

Подготовила Софья Кондрашина

Московскому шедевру модернизма крупнейшего архитектора ХХ века Ле Корбюзье грозит появление по соседству 58-метровой башни. Президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры РФ с призывом не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба вплотную к всемирно известному памятнику.

В июле 2016 года 17 построек Ле Корбюзье из семи стран (Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Японии, Аргентины и Индии) были включены, в составе единой транснациональной номинации, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главным инициатором выдвижения и координатором всего процесса стал авторитетнейший парижский Фонд Ле Корбюзье , созданный в 1965 году по инициативе самого архитектора. Здесь хранится огромный архив творческого и рукописного наследия мастера, включая архитектурную графику, художественные произведения, рукописи его многочисленных книг, фотоархив и т.д. Фонд располагается в вилле Ла Рош и Жаннере, построенной Ле Корбюзье в Париже в 1923-1925 годах. Здесь ведется обширная исследовательская и просветительская деятельность. Фонд также внимательно следит за сохранностью наследия великого архитектора, находящегося во многих странах мира, в том числе и в России.

Первоначально в перечень кандидатов для включения в список Всемирного наследия на экспертном уровне было включено и здание Центросоюза , расположенное на участке между Мясницкой улицей и проспектом Академика Сахарова (1928–1937 г., Ле Корбюзье, П. Жаннере, Н.Я. Колли) – самая крупная постройка архитектора в довоенной Европе. В ней были воплощены все Пять принципов современной архитектуры, разработанные Ле Корбюзье. Но из окончательного перечня московский шедевр архитектора исчез. Одна из причин оказалась технической: недостаточно высокий – региональный – статус объекта в российском реестре памятников.

Но возможность продвижения дома Центросоюза в список Всемирного наследия сохраняется и по сей день – при условии, что российская сторона приложит необходимые усилия по повышению охранного статуса памятника до федерального и расширению состава номинации «Архитектурные произведения Ле Корбюзье. Выдающийся вклад в Современное движение» . Тем более что недавно в здании проведены реставрационные работы, а со стороны Мясницкой Ле Корбюзье был установлен памятник в полный рост – единственный в центре Москвы, прославляющий профессию архитектора.

Однако пока что усилия прилагаются в прямо противоположном направлении – в сторону ухудшения сохранности здания и его исторического окружения. Объектом коммерческих интересов стал участок, примыкающий к территории дома Центросоюза. Проектируя здание, Ле Корбюзье просчитывал его взаимодействие с окружающей застройкой, включая и расположенные по соседству дореволюционные жилые дома. Но он не мог просчитать, что через 90 лет после постройки здания Центросоюза у него может появиться новый 58-метровый сосед, грозящий погубить среду и восприятие памятника – а вместе с ними и номинацию ЮНЕСКО.

На рисунке Ле Корбюзье 1929 г. здание Центросоюза вписано в существующую и поныне городскую застройку. В правой верхней части рисунка изображены жилые дома по адресу ул. Мясницкая, 41, стр. 6 и 7.

Участок по проспекту Академика Сахарова (адрес по Мясницкой ул.: вл. 41, стр. 6, 7), примыкающий к территории дома Центросоюза, был передан инвестору еще в 2005 г. Согласно контракту между Долгоруковской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны РФ и ООО «Астин-Ком», находящиеся на участке жилые дома 1897 г. постройки должны были сноситься ради строительства бизнес-центра с подземным паркингом. Тогда освоение участка и снос не состоялись, а права инвестора со временем перешли к ООО «ФИН.КОМ». Возможно, новому строительству помешал статус территории, входящей в объединенную охранную зону объектов культурного наследия №61.

Чтобы преодолеть это препятствие, в 2015 г. мастерская историко-культурных исследований №20 Моспроекта-2 им. М.В. Посохина подготовила, по заказу инвестора, «Проект единой охранной зоны №61, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны». Этим проектом интересующий заказчика участок вырезался из охранной зоны; тем самым на нем становилось возможным высотное строительство вне ограничений, накладываемых статусом охранной зоны и требованием регенерации.

Фрагмент карты из материалов ПЗЗ с разрешенными параметрами нового строительства: плотность застройки — 58900 кв.м/га, предельная высота — 58 м.

В замечаниях к проекту ПЗЗ, подготовленных «Арх надзором», было указано на несовместимость подобных параметров со статусом охранной зоны. Но если инвестор добьется своего, статус территории исчезнет, а шедевр Ле Корбюзье будет задавлен очередной несоразмерной высоткой.

Главный хранитель наследия архитектора – Парижский Фонд Ле Корбюзье – не может смириться с подобной ситуацией. Президент фонда Антуан Пикон направил мэру Москвы Сергею Собянину и министру культуры РФ Владимиру Мединскому письмо, в котором выражает крайнюю озабоченность происходящим и объясняет, почему нельзя допустить высотного строительства рядом со зданием Центросоюза. Мы публикуем это письмо и также обращаемся к его адресатам: охранная зона всемирно известного памятника – не место для очередного высотного бизнес-центра .

Президент Фонда Ле Корбюзье

Мэру Москвы С. Собянину

Копия: Министру культуры РФ В. Мединскому

Тема : Ситуация со зданием Центросоюза, Москва

Господин мэр,

Хотел бы обратить Ваше внимание на ситуацию со зданием Центросоюза, выстроенным Ле Корбюзье в 1928 году на улице Мясницкая в Москве.

Недавно мне стало известно о существовании проекта строительства нового здания в непосредственной близости от здания Центросоюза. По имеющейся у меня информации, планируется снос двух жилых домов для строительства 14-этажного делового квартала с торговыми помещениями и общественными пространствами площадью 15 000 кв. м.

Реализация этого проекта оказала бы крайне пагубное влияние на ближайшее окружение здания Центросоюза, притом что оно строилось с учетом сохранения существовавшей на момент строительства застройки. Хотя за последние годы облик квартала претерпел некоторые изменения, непосредственное окружение этого великолепного здания до сих пор сохраняется в неизменном виде.

Я хотел бы выразить Вам глубокую озабоченность Фонда Ле Корбюзье возможностью реализации данного проекта. Как Вы знаете, в июле 2016 года 17 зданий авторства Ле Корбюзье были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эти здания находятся в Германии, Аргентине, Бельгии, Индии, Японии, Швейцарии и Франции.

Сегодня, когда ценность архитектурного наследия Ле Корбюзье получает признание ЮНЕСКО, мы находим весьма прискорбным тот факт, что защитный режим одного из важнейших его произведений, и единственного в России, не распространяется на два исторических здания, оттеняющих его масштаб и его значимость в городском ландшафте.

Хотел бы также подчеркнуть, что серия архитектурных произведений Ле Корбюзье, включенная в Список Всемирного наследия, может со временем быть дополнена. Здание Центросоюза часто называют в числе потенциальных кандидатов на расширение списка из 17 зданий, входящих в эту серию. Было бы весьма жаль, если бы решение подвергнуть кардинальным изменениям буферную (охранную) зону, которой в настоящее время располагает здание Центросоюза, стало препятствием к потенциальному внесению Россией этой постройки в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

galmara wrote in October 15th, 2012

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор
2.

3.

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

5.
Ж-Л Коэн и Елена Гонсалес, проведшая экскурсию по зданию

6.

7.

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1946" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

9.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью
11.

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

16.

17.

18.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
21.

22.

23.

24.

25.

26.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

28.

29.

30.

31.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

33.

34.

35.

36.

37.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.
41.

42.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

44.

45.

46.

47.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)

48.

50.

51.

52.

53.

54.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась показать побольше снимков.

Видео с сайта Культура - интервью Ж-Л Коэна от 30.06.2011

galmara wrote in October 15th, 2012

В рамках празднования юбилея Ле Корбюзье, которому 6 октября исполнилось 125 лет, в Москве состоялся показ интерьеров единственного построенного в Москве здания по проекту Ле Корбюзье - Центросоюза (Наркомлегпрома/ Росстата). Мне посчастливилось оказаться в числе экскурсантов и сделать энное количество снимков своей маленькой мыльницей, некоторую их часть показываю здесь.
Впечатление потрясающее от увиденного!
1.

конечно, я не имею в виду этот ужасный кирпичный забор

Для фотографа такие пространства просто находка!!! И их, фотографов с мыльницами, мобильниками и навороченными зеркалками, там было достаточно.
Главным действующим лицом на этом мероприятии был г-н Жан-Луи Коэн - архитектор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории архитектуры в Художественном институте Нью-Йоркского универститета, член Советов Канадского архитектурного центра в Монреале, Фонда Ле Корбюзье в Париже, по архитектуре и дизайну Музея современного искусства в Нью-Йорке, Берлинской академии художеств, Академии Св.Луки в Риме и Российской академии архитектуры. Кавалер ордена искусств и словесности. Инициатор многочисленных выставок в различных странах, автор многочисленных публикаций и книг. Он также был куратором выставки Ле Корбюзье.Тайны творчества. Между живописью и архитектурой в Пушкинском музее.

4.
Жан-Луи Коэн представляет свою книгу

Жан-Луи Коэн прочитал интересную лекцию об истории строительства здания, я хочу лишь процитировать несколько фраз. А для тех, кто интересуется архитектурой и в частности, творчеством Корбюзье очень-очень советую приобрести вновь изданную книгу Жан-Луи Коэн "Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы 1928-1936" Арт Волхонка Москва, 2012. Это русское издание французского первоисточника 1987г. Богато иллюстрированная книга, интересно и очень подробно рассказывает об отношениях Корбюзье и Советской России.
8.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о творчестве и жизни Корбюзье, об истории конкурса и затем строительства здания Центросоюза, - обо всем этом очень интересно и подробно рассказал Ж-Л.Коэн в своей книге. Интересующиеся также могут найти немало информации в интернете. У меня также нет цели показать и рассказать о том, что именно в здании осталось подлинным и нетронутым со времен Ле Корбюзье - пусть этим занимаются архитекторы.

10.

затянувшийся ремонт не дает увидеть здание полностью

Меня интересует лишь визуальная составляющая этого архитектурного шедевра.
Поэтому предлагаю посмотреть фотографии и восхититься прекрасной геометрией и чистотой линий. И не забывать при этом, что в конце 20х-нач.30х.гг. не было еще тех технологий строительства и материалов, которые есть сейчас, и многое придумывалось на ходу из того, что имелось тогда.

12.
Укладка арматуры одного из пандусов, 1932.

13.
слева -Корбюзье и рабочие, справа - Корбюзье и Н.Колли на строительстве Дома Центросоюза

Здание Центросоюза - заказ, который Ле Корбюзье получил от Москвы в октябре 1928г., - стал для него серьезнейшим интеллектуальным и профессиональным испытанием. Благодаря счастливой случайности, всего лишь несколько месяцев спустя после проигранной битвы за проект Дворца Лиги Наций, ему представилась возможность впервые продемонстрировать значимость своих идей в применении к масштабным проектам.
14.
Триумфальные ворота у Тверской заставы и силуэт храма Ал.Невского в Миуссах. Вид со стороны Белорусского вокзала. Рисунок Корбюзье 1928г.

Почему и как оказалось, что именно Центросоюз имел возможность в те непростые и небогатые годы объявить конкурс на строительство своего нового здания? Об этом подробно рассказывает Ж-Л.Коэн в своей книге. Приведу лишь короткую цитату.
Потребительская кооперация зародилась в Росси в 1864г., в 1898г. был создан Московский союз потребительских обществ (МСПО), впооследствии Центросоюз, председателем которого с 1926г. был Исидор Любимов.В нач. 1926г. исполком Моссовета выделил Центросоюзу, руководство которого располагалось тогда в Большом Черкасском переулке, земельный участок для строительства грандиозного конторского здания между домами №№ 35 и 44 по Мясницкой улице. Аппарат Центросоюза насчитывал в это время 2500 сотрудников, которых предполагалось разместить в этом здании.
В результате конкурса (в три тура), проведенного Всероссийским обществом гражданских инженеров,
победил Ле Корбюзье. Эта победа продемонстрировала непосредственный результат воздействия архитектурных идей и форм Ле Корбюзье на советское зодчество и одновременно обнаружил ряд совпадений и расхождений с идеями представителей советского авангарда, учитывая новый теоретический контекст, совпадающий по времени с той фазой движения "современной архитектуры" в Европе.

15.

17.

Этот заказ принес Ле Корбюзье ошеломительный успех потому, что он оправдал все ожидания. С присущим ему удивительным умением он отказался от всех условных и устарелых архитектурных традиций. Проект при простой, вполне утилитарной планировке содержит совершенно простые по идее стеклянные переходы и галереи, пандусы, заменяющие лестницы, оригинальной, но вполне удобной подковообразной формы, планировку клубного зала, сообщающие проекту чрезвычайную целесообразность, без всяких натяжек в сторону логики и здравого смысла.

19.
План первого этажа в окончательном проекте.1929, май.

20.
Ле Корбюзье среди советских архитекторов.Москва, октябрь 1928г.
Слева направо: Андрей Буров, Ле Корбюзье, Николай Соболев, Александр Веснин, Георгий Гольц.

"Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, легкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения"-Александр Веснин.
23.

В 1936г. здание Наркомлегпрома приобрело,наконец, законченный вид как снаружи, так и и внутри. И тогда же впервые были опубликованы снимки основных помещений здания.
27. лифт pater noster

Несмотря на отклонения от начального замысла в отношении интерьеров, дом сохраняет верность архитектурному замыслу Ле Корбюзье: планировка внутренних маршрутов движения, трактовка наружных объемов здания соответствуют его планам. Сам Корбюзье был на этом объекте всего три раза и в последний раз видел здание в 1930г.

30.

Н.Д.Колли в статье в журнале "Архитектура СССР" рассказывал о здании:"первый год эксплуатации здания показал, что свободное пространство "колоннады" - так теперь именуются столбы - отвечает всем ожиданиям. Главный вестибюль здания также позволил своим столбам приобрести достоинство колонн: облицованные искусственным мрамором серого цвета (как и писала Шарлотта Перриан), колонны в месте их сочетания с плоскостью потолка имеют "небольшие галтели из светлого дуба", а базы колонн обведены черным марблитом. Стены облицованы полированным желтым крымским мрамором "Биюк-Янкой", пол главного вестибюля выложен из плит бело-серого и темно-серого мрамора. Марш пандусов покрыт черной резиной, а стены вдоль них отделаны панелями светлого дуба. Стены этажных площадок пандуса исполнены из серого уральского полированного мрамора. Стены коридоров вдоль бюро облицованы светлым натуральным дубом".

32.

Основной конфликт между архитектором и советскими клиентами возник вокруг проекта отопления и вентиляции.

38.

Принцип "нейтрализующих стен" и "точечной вентиляции"
39.

Корбюзье отправил запрос с экспертизой своего проекта американцам, которые сделали вывод о том, что такая "точная система" весьма затратна, требует " примерно в четыре раза больше горячего пара и в два раза больше моторной силы для обогрева и вентиляции здания, чем это необходимо" при обычном способе отопления. Поэтому Корбюзье не смог отстоять эту часть своего проекта.

40.

Для обогрева помещений использовались радиаторы, установленные вдоль всего фронта наружных стен на каждом этаже, а также от перегрева помещений солнечными лучами, наряду с традиционными полотняными шторами внутри помещения использовались также накручивающиеся на барабан механические шторы, опускающиеся и поднимающиеся в межрамном пространстве по команде из рабочего помещения. Эта система была разработана под руководством инженера П.Н.Шабарова. Для наружного остекления применялось стекло "саблэ" - необработанное зеркальное стекло, малопрозрачное и рассеивающее свет. Для внутреннего остекления на высоту 93 см от пола за радиаторами применялось кафедральное стекло, остальные части были остеклены зеркальным стеклом.

41.

Разумеется, было немало противников, особенно с критикой функциональной практичности здания:
"..полнейшая асоциальность архитектора, полнейшая оторванность Корбюзье от запросов широкой массы. Он не связан ни с пролетариатом, ни с индустриальным капиталом" Эль Лисицкий.
Это "холодный, однообразный и неприветливый дом", за стенами которого "люди должны работать напряженно, автоматически, уныло, безрадостно", "по-американски".-Сергей Кожин.
43.

Конечно, после разных ремонтов и активной эксплуатации не все сохранилось в первозданном виде, но, если честно, увиденное превзошло все мои представления и ожидания. И не только потому, что я не являлась сторонницей творчества Ле Корбюзье и советское офисное здание не вызывало у меня большого энтузиазма и надежд на что-то интересное...Но даже из предполагаемого я боялась увидеть гораздо худшее, принимая во внимание то, как у нас умеют приспосабливать под свои нужды исторические объекты. Я ошиблась дважды и очень рада этому!:)
51.

Поскольку далеко не все смогут увидеть это здание изнутри, постаралась

Архитектор Ле Корбюзье Первое упоминание 1928 год Строительство - годы Статус Охраняется государством
Медиафайлы на Викискладе

Зда́ние Центросою́за (также известно как Здание Наркомлегпрома , Здание ЦСУ ) - офисное здание на Мясницкой улице в Москве . Построено в 1928-1936 годах в интернациональном стиле по проекту французского архитектора Ле Корбюзье при участии Пьера Жаннере и Николая Колли . Фасады строения обращены одновременно на две параллельные улицы - Мясницкую и проспект Академика Сахарова . В разное время в здании размещались различные административные учреждения, с 1991 года в нём располагаются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по финансовому мониторингу . Объект культурного наследия народов России регионального значения .

История

Вид на здание со стороны Мясницкой улицы, 2012 год

Вид на здание с проспекта Академика Сахарова, 2012 год

Стеклянный фасад здания после реставрации, 2017 год

Территория

Идея строительства офисного здания Центросоюза возникла во времена НЭПа . В 1925 году по предложению архитектора Бориса Великовского для корпоративного офиса было выбрано место между двумя параллельными улицами - Мясницкой и планируемым к прокладке Новокировским проспектом (современным проспектом Академика Сахарова). Дом планировалось возвести в точке их пересечения с проектируемым бульваром , идущим от переулка Огородная Слобода . На выбранном для строительства месте располагалась церковь Николая Чудотворца , выполненная в духе раннего московского барокко . Постановлением от 24 февраля 1928 года её было решено снести и выделить земли под новое здание .

Конкурс проектов

Открытый и закрытый

В 1928 году Всероссийское общество гражданских инженеров объявило открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза, который предусматривал наличие просторного офиса на две тысячи рабочих мест, способного вместить различные группы помещений согласно их функциональности . К первой группе относились административные помещения Центросоюза общей площадью 2255 м². Вторая группа включала в себя все торговые помещения и вспомогательные помещения площадью 8990 м². В третью группу входил клуб с залом на 600 мест со сценой и фойе , гимнастическим залом, столовой и библиотекой , занимавших площадь в 3170 м². К последней функциональной группе относились хозяйственные помещения - ремонтные мастерские , склады , котельная и несколько квартир для обсуживающего персонала .

Срок подачи заявок был установлен на 20 июня 1928 года. В отборочную комиссию входили представители Общества гражданских инженеров, Московского архитектурного общества , Центросоюза и Моссовета : инженеры Г. Красин и Лео Серк , архитекторы Михаил Крюков , Иван Машков , Виктор Веснин , Яков Корнфельд и Иван Кондаков .

Из 32 проектов, участвовавших в открытом отборе, первую премию получили Борис Великовский и В. Воинов, вторую - Анна Капустина и Леонид Савельев, третью - Александр Вегнер, Борис Ефимович и Иван Звёздин. Четвёртое место разделили Ной Троцкий , С. Козак и Т. Зеликман, пятое - Фаня Белостоцкая и 3иновий Розенфельд . Однако конкурсная комиссия посчитала, что представленные проекты не могут служить материалами для разработки плана строительства .

До 10 августа того же года проводился закрытый заказной конкурс, в котором приняли участие иностранные архитекторы лондонского бюро «Вернет и Тейт», Макс Таут из Берлина , французы Ле Корбюзье и Пьер Жаннере, а также группа архитекторов Управления по постройке складов Центросоюза. В число последних входили братья Александр и Виктор Веснины , Сергей Чернышёв , Иван Леонидов , Андрей Крячков и другие . Всех участников отбирал лично председатель Центросоюза Исидор Любимов . Из проектов закрытого конкурса комиссия исключила работу английской конторы: жюри её архитектурные решения показались слабыми, примитивными и консервативными . Не нашёл поддержки у Моссовета тяжеловесный и монументальный план Макса Таута . Лучшими комиссия признала два проекта: совместную работу Ле Корбюзье и Жаннере и разработку группы советских архитекторов. Первый был назван изящным и лёгким, второй комиссия сочла наиболее продуманным и функциональным .

Второй закрытый

По итогам открытого и закрытого отборов до 20 октября 1928 года было решено принять заявки на третий конкурс. Проекты были заказаны немецкому архитектору Петеру Беренсу , братьям Весниным, П. Нахману вместе с Анатолием Самойловым , Александру Никольскому , Андрею Олю и Ивану Жолтовскому . Объединение современных архитекторов выдвинуло на рассмотрение жюри работу Ивана Леонидова . По совету знакомых советских архитекторов Ле Корбюзье также представил свой проект, доработанный в соответствии с требованиями комиссии . Финальный отбор проводился между двумя вариантами - Леонидова и Ле Корбюзье .

Новаторский в плане организации офисного пространства ппроект Леонидова оказал влияние на американских архитекторов, включая Людвига Мис ван дер Роэ - ведущего представителя интернационального стиля . Ле Корбюзье также высоко ценил архитектурные замыслы Леонидова и заимствовал некоторые из них для своего финального проекта дома Центросоюза .

Проект-победитель

Памятник Ле Корбюзье во дворе здания Центросоюза, 2016 год

По итогам трёх этапов конкурса победу одержал проект Ле Корбюзье. По одной из неофициальных версий, на его победу могла повлиять дружба с советскими архитекторами, входившими в отборочную комиссию .

Разработанный французским архитектором проект корпоративного дома Центросоюза был инновационным по своему архитектурному облику и техническому исполнению как для Советского Союза, где в 1920-1930-е годы господствовали идеи конструктивизма , так и для европейских стран. Ле Корбюзье предложил использовать железобетонный каркас, объяснив свой выбор возможностью применения продольного окна: при подобной планировке полы этажей выступают за края колонн . Такой приём освобождает окна от точек опор, что было принципиально новым для советской строительной практики. Архитектор использовал систему двойного остекления с открыванием окон при помощи боковых шарниров . Схемы устройства центральной системы отопления , охлаждения и вентиляции Ле Корбюзье выполнил по примеру своей предыдущей работы - конкурсного проекта Дворца Наций в Женеве . С целью теплоизоляции внутренних помещений он также использовал навесные стены-экраны, в здании предусматривалась внутренняя система кондиционирования для обеспечения комфортных условий для работников при любых погодных условиях. Из-за недостатка бюджета часть предложений Ле Корбюзье не была в дальнейшем реализована .

Как и при разработке проекта виллы Савой , Ле Корбюзье дополнил г-образную форму строения полуциркульными объёмами главного входа для создания эффекта динамичности . Первый этаж дома архитектор оставил незастеклённым: свободное пространство между несущими балками планировалось использовать в качестве автостоянки .

Строительство и доработки

В 1929 году состоялась закладка фундамента здания. Курировать возведение комплекса должен был сам Ле Корбюзье. Для знакомства с городом, посещения художественных мастерских, выставок и самой стройки дома Центросоюза он приезжал Москву два раза - в июне 1929 и мае 1930 года . В ходе этих визитов он внёс в план некоторые изменения: архитектор расширил корпуса в сторону Новокировского проспекта, изменил их сопряжение. Однако в 1931-м после поражения в конкурсе на лучший проект Дворца Советов Ле Корбюзье отказался сотрудничать с СССР, в том числе руководить возведением дома Центросоюза .

До 1933 года строительство комплекса велось под контролем Николая Колли . С 1928 года он работал в Париже , корректируя проект в соответствии с советскими стандартами. Вступив в должность начальника строительства, в письмах он обсуждал с Ле Корбюзье все изменения первоначального замысла. Вместе с Колли за возведение здания также отвечал чехословацкий архитектор Франтишек Заммер . Неофициально стройку курировал народный комиссар финансов и теоретик градостроительства Николай Милютин . Завершалось возведение здания в 1933-1936-х годах .

Советские специалисты широко критиковали здание Центросоюза в 1930-е годы. Архитектор Иван Фомин отзывался о нём следующим образом:

Корбюзье - архитектор капиталистической страны. Он хочет строить красиво, дёшево, удобно, в формах, конструктивно оправданных - и этим его задача исчерпывается. Наш архитектор своей архитектурой вносит в наш новый быт дух бодрости, мужества и жизнерадостности. Таких слов в лексиконе Корбюзье нет .

Положительно о здании отзывался Александр Веснин:

Здание Наркомлегпрома в Москве на Мясницкой улице, строящееся по проекту архитектора Корбюзье, будет несомненно лучшим зданием, построенным в Москве за последнее столетие. Исключительная ясность архитектурной мысли, четкость в построении масс и объемов, чистота пропорций, ясность соотношений всех элементов, сопоставленных по контрасту и по нюансу, масштабность всего сооружения в целом и отдельных его частей, лёгкость и вместе с тем монументальность, архитектурное единство, строгая простота характерны для этого сооружения .

Реновацию дома Центросоюза провели в 1970-е годы: переостеклили фасады здания и застроили первый этаж, заблокировав проход под домом. Пространство офисных этажей разделили на отдельные кабинеты, лифты непрерывного действия демонтировали. Интерьеры актового зала, фойе, лестниц и пандусов были отреставрированы .

В 2014 году на средства Росстата здание реконструировали . Работы велись под руководством главного архитектора Ларисы Савинкиной. Рабочие компании «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская» заменили в здании окна. В 2015-м дом Центросоюза попал в номинацию конкурса «Реставрация года» . Осенью того же года во дворе здания был установлен памятник Ле Корбюзье работы скульптора Андрея Тыртышников и архитектора Антона Воскресенского .

По сообщению министра экономического развития Максима Орешникова , Росстат и некоторые ведомства Минэкономразвития , занимавшие дом Центросоюза, должны переехать в комплекс «Москва-Сити » в 2018 году. В историческом здании останутся работники Росреестра .

Архитектурные особенности

Здание Центросоюза - первый пример совместной работы советских и европейских архитекторов в духе интернационального стиля , повсеместно вошедшего в моду с начала 1950-х годов .

Здание является ярким примером творческого стиля Ле Корбюзье «Пяти отправных точек современной архитектуры », которые в процессе работы он дополнил «принципом свободной циркуляции людей и воздуха». Здание стало одним из первых в Европе больших офисных комплексов, особенностями которого являются огромная площадь фасадного остекления, открытые стойки-опоры, поддерживающие блоки офисов, свободные пространства первого этажа, горизонтальная крыша . Привлекающая внимание облицовка стен дома выполнена из розового артикского туфа .

По своей планировке дом Центросоюза схож со зданием Министерства здравоохранения и образования в Рио-де-Жанейро , построенным по проекту Лусио Косты и Оскара Нимейера при участии Ле Корбюзье. Другие похожие работы Ле Корбюзье - Швейцарский павильон (фр.) русск. в Париже и Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке . Оба здания представляют собой крупные застеклённые прямоугольники .

О внутренних помещениях дома Центросоюза вспоминал один из работников ЦСУ :

Когда я сюда пришел впервые, то сразу заблудился. Поначалу все было очень непривычным. Самым интересным в этом здании для молодых людей и девчонок был лифт, который назывался патерностер. Лифт был немецкого производства и действительно работал по принципу чёток, которые перебирают при молитве. Кабинка идет вслед за кабинкой непрерывно, цепочка приезжает в крайнюю верхнюю точку, а потом начинает спускаться и появляется в другом окне. Мы очень любили заскакивать и выскакивать из кабинок. К сожалению, сейчас этот лифт закрыт. Здесь всегда обращалось огромное количество бумаги. Мы возили её на тележках по пандусам - они были сделаны именно для того, чтобы обеспечить министерства нормальной системой документооборота. Конечно, как всякие сумасшедшие молодые люди, мы катались по пандусам на креслах с колёсиками. И ничего, никто вроде шею не свернул .

Здание в кинематографе

См. также

Примечания

  1. , с. 256.
  2. , с. 391-392.
  3. , с. 120.
  4. Решение Мосгорисполкома Совета народных депутатов № 647 от 23.03.1987 г.
  5. Иван Плотников. Троянский конь большевизма (неопр.) . Газета.ru (10 июня 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  6. Ольга Мамаева. Дом без лестниц: история единственного здания Ле Корбюзье в России (неопр.) . РБК (6 октября 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  7. , с. 179.
  8. , с. 25.
  9. , с. 490.
  10. , с. 24.
  11. , с. 393.
  12. , с. 491.
  13. , с. 204-205.
  14. , с. 5-6.
  15. , с. 493.
  16. , с. 93-95.
  17. , с. 109.
  18. Лена Верещагина. (неопр.) . The Village (17 июля 2017). Дата обращения 6 июля 2018.
  19. , с. 54.
  20. , с. 239.
  21. , с. 111.
  22. , с. 257-258.
  23. Вирджиния Варгольская. Чешские штрихи в архитектуре советского авангарда (неопр.) . Radio Praha (7 октября 2016). Дата обращения 6 июля 2018.