Меню
Бесплатно
Главная  /  Вклады и депозиты  /  Что такое инвентаризационная стоимость квартиры и где ее узнать? Имущественный налог по квартире Налог на имущество физических лиц в году изменения.

Что такое инвентаризационная стоимость квартиры и где ее узнать? Имущественный налог по квартире Налог на имущество физических лиц в году изменения.

С начала текущего года, а именно с 1 января, вступают в силу поправки к Налоговому Кодексу РФ. В этом законопроекте четко определено, как именно будет начисляться налог на имущество всех граждан, которые живут на территории РФ. Но данная поправка касается только недвижимости, которой владеют физические лица.

Условия начисления

В зависимости от общей стоимости имущества, которое находится в собственности одного конкретного физического лица, будет и рассчитана индивидуальная налоговая ставка. Но, кроме общей стоимости недвижимости, на величину налоговой ставки будет влиять и тип недвижимости.

  1. Если в собственности физического лица пребывают жилые помещения, общая стоимость которых не превышает 300 000 рублей, то в этом случае налоговая ставка составит 0.1% от общей стоимости жилья.
  2. Если в собственности пребывают помещения не жилого типа, то налог будет составлять 0.5% от их рыночной стоимости.
  3. Земля сельскохозяйственного назначения, а также приусадебные участки, стоимость которых не превышает 300 000 рублей, будут обложены налогом в 0.3% от их стоимости.

Но если в собственности физического лица пребывает собственность, стоимость которой превышает сумму в 300 000 рублей, то в этом случае налоговая ставка будет составлять 0.5% на любой объект, который попадает под классификацию капитального строительства и 1.5% на земли, независимо от их назначения.

Как рассчитывают налоговую базу

На самом деле рассчитать налоговую базу на конкретный объект достаточно просто. Ведь согласно чинному законодательству на любой объект недвижимости в обязательном порядке должен быть оформлен специальный паспорт. В этом документе обязательно должна быть указанна кадастровая стоимость конкретного имущества. Каждый гражданин может получить этот документ в местном отделе Реестра России.

До внесения поправки в Налоговый Кодекс, до 2014 года, для определения налога, которым обкладывалась недвижимость, применялась так называемая инвентаризационная оценка. Сумма этой оценки объекта недвижимости на самом деле была существенно ниже кадастровой. Теперь же, в связи с поправками чинного законодательства страны, кадастровая стоимость объекта максимально приближена к рыночной стоимости.

Как сэкономить, не нарушив закон

Прежде всего, если квартира большая, но оформлена на одного человека, а на самом деле в ней проживает большая и дружная семья, то в этом случае есть смысл оформить право собственности на имущество сразу на несколько членов семьи. Но эту манипуляцию надо успеть провести до начала 2014 года, а именно до 31 декабря прошлого 2013 года. Если граждане успели уложиться в этот термин, то в этом случае налог на имущество и них вышел или минимальный, или его не начислили вообще.

Следует также помнить о том, что если физическое лицо, на которое оформлена недвижимость, принадлежит к так называемой льготной категории граждан, то в этом случае 50 м.кв. недвижимого имущества не подлежит обложению налогом вообще.

Для малообеспеченных семей в Налоговом Кодексе предусмотрены специальные налоговые вычеты, которые относятся к программе налоговых послаблений. Но в этом случае гражданам обязательно надо документально подтвердить факт своей малообеспеченности. Для этого в 2014 году, надо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Сотрудники этой организации подробно расскажут о том, на какие льготные программы конкретная семья имеет право, а на какие нет.

Подводя итоги

По предварительному подсчету аналитиков согласно поправкам в налоговом законодательстве с 1 января 2014 года налог на имущество физических лиц увеличится примерно в 2.8 раза по сравнению с теми нормами налогового законодательства, которые действовали на территории РФ до внесения поправок. Согласно нововведениям, особенно возрастет размер налога для тех граждан России, у которых в собственности пребывает недвижимость большой площади, или же они владеют имуществом, которое расположено в так называемых элитных районах.

Интересно, что налогом на имущество будут обкладывать не только объекты недвижимости, но и дорогие транспортные средства, например, вертолеты. Автомобили и мотоциклы, а также домашнее имущество любой ценовой категории обложению налогом на имущество физических лиц не подлежит. Кроме того, вступают в действие и специальные льготные программы, согласно которым малообеспеченные семьи, если они документально доказали факт своей социальной принадлежности к этой группе лиц, имеют право на определенные налоговые вычеты.

Как сказано в ст. 5 Закона № 2003-1, для физических лиц сумму налога к уплате рассчитывают налоговики. Они рассылают ежегодно уведомления с суммой налога к уплате.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налоговая база для уплаты налога физическими лицами рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

По нескольким объектам недвижимости налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость.

Она берётся по состоянию на 01 января того года, в котором происходит расчёт. Об этом говорится в ст. 3 Закона № 2003-1.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта недвижимости с учётом износа. Узнать её можно из документов БТИ.

Для юридических лиц налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества. Об этом говорится в ст. 375 НК РФ.

Определяется остаточная стоимость в соответствии:

  • с требованиями законодательства;
  • нормами бухгалтерского учёта.

Но, в отношении ряда объектов недвижимости, налоговая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости:

  1. Административно-деловые центры.
  2. Торговые комплексы.
  3. Помещения в этих зданиях.
  4. Нежилые объекты, предназначенные для размещения в них офисов, предприятий общепита и торговых точек.
  5. Имущество иностранных организаций, которые не используют для осуществления своей деятельности постоянные представительства.

Как рассчитывается размер налога на имущество

Для расчёта налога на имущество необходимо учитывать не только стоимость объекта, но и ставки налога.

А также коэффициент – дефлятор, который устанавливается субъектами федерации на своё усмотрение, но в рамках законодательства.

Срок владения имуществом

Собственник имущества, будь то физическое или юридическое лицо, обязаны уплачивать налог на имущество с момента вступления в права собственности, временного владения или доверительного управления.

То есть со следующего месяца, в котором оформлено свидетельство о собственности или договор. Налог на недвижимость не зависит от срока владения имуществом.

Этот срок важен только для продажи имущества – если владеешь менее 3-ёх лет, то при продаже необходимо будет заплатить налог на доходы в размере 13% от стоимости проданного имущества.

Общая формула расчета суммы

В каждом субъекте РФ установлен свой коэффициент – дефлятор, который и помогает рассчитать точную ставку для уплаты налога для физических лиц.

Так, ставки налога на имущество физических лиц в г. Москве можно посмотреть в Законе г. Москвы от 23.10.2002 N 47.

Формула:

Сумма налога = инвент. ст-ть * ставку налога

У юридических лиц ставки имеют фиксированное значение. Для того чтобы узнать сумму налога к уплате, нужно остаточную стоимость объекта умножить на ставку по налогу.

Это получится сумма за год. Соответственно каждый квартал нужно уплачивать авансовый платёж в размере ¼ от суммы налога.

Формула:

Сумма налога = ср. годовая стать * ставку налога

Льготы

В п. 1 ст. 4 Закона № 2003-1 приведён список категорий граждан, которые имеют льготу в 100%.

От уплаты налога на имущество освобождены полностью следующие категории физических лиц:

  • герои СССР и РФ, а также полные кавалеры Ордена Славы;
  • инвалиды с детства, а также 1-ой и 2-ой групп;
  • участники ВОВ и других войн;
  • лица, занимавшие штатные должности в воинских частях в периоды ВОВ и других войн;
  • «чернобыльцы» и лица, принимавшие участие в ликвидации последствий, и получившие дозу облучения;
  • военные пенсионеры;
  • члены семьи военнослужащего, если сам военнослужащий погиб при исполнении военных обязанностей. К членам семьи относятся – мать, отец, дети и вдова.

Кроме того, в п. 2 ст. 4 Закона № 2003-1 указаны категории граждан, которые не должны уплачивать налог со строений, а также помещений и сооружений.

  • пенсионеры;
  • граждане, которые уволены с военной службы до достижения ими пенсионного возраста;
  • граждане, которые призывались на военные сборы в страны, где велись военные действия;
  • членам семьи военнослужащего, который погиб при исполнении служебных обязанностей. Члены семьи – родители, дети и вдова. Вдова имеет право на такую льготу, пока повторно не вступит в брак, дети и родители – пожизненно.

Список таких объектов представлен в пп. 4 и пп. 5 ст. 4 Закона № 2003-1:

  1. Специальные помещения, здания и сооружения, которые принадлежат мастерам народных промыслов, и используемые ими в качестве мастерских и помещений для работы.
  2. С жилой площади, если она используется как частная открытая выставка, библиотека или галерея. Освобождение от уплаты возможно только на период такого использования, подтверждённого документально.
  3. С жилых строений, площадью менее 50 кв. м и расположенных на территориях СНТ и в дачных посёлках.
  4. С хозяйственных строений любой площади, если они расположены на территории СНТ или в дачных посёлках.

Юридические лица также имеют льготы по налогу на недвижимость. В основном, это организации инвалидов, и всё что с ними связано.

Но, кроме них:

  • учреждения уголовно – исполнительной системы;
  • религиозные организации.

Эти учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество только в части имущества, которые они используют для своей деятельности. Об этом говорится в ст. 381 НК РФ.

Пример 1

Для наглядности необходимо привести пример расчёта налога на имущество для физических лиц.
Гражданин Н. владеет квартирой в г. Москва. Согласно документам БТИ инвентаризационная стоимость квартиры на 01. 01. 2013 года равна 364 895 рублей.

Согласно Закону города Москвы от 23.10.2002 года № 47, ставка на объект недвижимости, чья инвентаризационная стоимость находится в пределах от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, ставка налога равна 0,2%.

364 895 * 0,2% = 729,80 рублей.

Найти калькулятор налога на имущество физических лиц 2019 можно на сайте ФНС.

Пример 2

Для наглядности необходимо привести пример расчета налога на имущество для физических лиц.
ООО «Альфа» владеет имуществом в г. Оренбург, остаточная стоимость которого на 01. 01. 2019 года равна 845 965 рублей.

Ставка на 2019 года по регионам равна 1,0% (пп. 1 п. 1 ст. 380 НК Ф).

Следовательно, за 2019 года ООО «Альфа» должна уплатить в бюджет:

845 965 * 1% = 8 459, 65 рублей.

В каждом квартале:

8 459,65 / 4 = 2 114,9 рублей.

Расчёт налога на имущество по кадастровой стоимости выглядит точно также, только вместо остаточной стоимости, которая отражается в бухгалтерском балансе, для расчёта берётся кадастровая стоимость, которая указана на портале госуслуг Росреестра .

Видео: как рассчитывается налог на имущество и куда он идет

Нюансы при расчётах

Но при расчётах налога на имущество существуют некоторые нюансы, которые необходимо учитывать.

При покупке новостройки по договору долевого участия

Если квартира покупается по договору долевого строительства, то новый собственник должен уплачивать налог на неё с момента подписания акта приёмки-передачи.

Если собственников нет

Если у объекта недвижимости нет собственника, то уплачивать налог некому.

Если предыдущий собственник умер, а новый ещё не вступил в права наследства, то старому собственнику будет начислен налога по дату его смерти.

Новый собственник должен будет уплачивать налог с момента вступления в наследства. При этом «долг» за умершего собственника также будет уплачивать он.

Если не первый собственник

Если объект недвижимости в течение налогового периода, то есть года, переходит к другому собственнику, то бывший собственник должен будет оплатить налог с 01 января этого года и до того месяца, как он передал право собственности.

Новый же собственник будет уплачивать налог со следующего месяца, после оформления свидетельства о собственности. Такой порядок установлен во избежание двойного налогообложения.

Например, право собственности перешло в середине года, бывшему собственнику нужно уплатить половину суммы налога. Расчёт налоговой ставки за полугодие прост: ставку за год необходимо разделить пополам.

Если объектов нет

Если у собственника нет объектов по налогообложению, то и уплачивать налог на имущество не нужно.

Изменения в 2019 году

В январе 2019 года вступили в силу Законы № 268-ФЗ от 30. 09. 2013 года и № 307-ФЗ от 02. 11. 2013 года. Этими законами были внесены изменения, касающиеся налога на имущество юридических лиц.

Для некоторых объектов недвижимости сумма годового налога к уплате рассчитывается от кадастровой стоимости.

Это такие объекты, как:

  • административно-деловые центры;
  • торговые комплексы;
  • помещения в этих зданиях;
  • нежилые здания, помещения в которых предназначены для офисов, предприятий общепита и торговли.

Кроме того, юридические лица теперь должны платить авансовые платежи не нарастающим итогом на конец каждого отчётного периода, а отдельной суммой, равной ¼ годового налога.

Юридическим лицам необходимо вовремя уплачивать годовой налог. За несвоевременную уплату установлена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога

Для физических лиц нет такой жесткой ответственности, но на сумму неуплаченного налога начисляются пени и штрафы.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Налогообложение в 2014 году

налогом на имущество организаций

I. Вопрос: какие изменения внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, которые подлежат применению с 01.01.2014 года (какое имущество включать / не включать в налогооблагаемую базу, какую стоимость имущества учитывать и т.д.).

Ответ: Федеральным законом от 02.11.2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», которые вступают в действие с «01» января 2014 года.

1. Объекты налогообложения по налогу на имущество организаций остались на 2014 год без изменений.

Так, согласно статье 374 Налоговому кодексу РФ (далее по тексту — НК РФ) , «1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по nbsp; концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса...

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.».

Таким образом, состав имущества для исчисления налога на имущество организаций, применяемый в 2013 году, применяется (действует) также в 2014 году.

2. Положения НК РФ по определению налоговой базы претерпели значительные изменения.

2.1. В силу статьи 375 НК РФ,«1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его достаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. ».

То есть, по общему правилу, база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ).

Однако, в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций с «01» января 2014 года исчисляется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на «01» января года налогового периода (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ стоимость таких объектов не учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика.

Так, в силу пункта 4 статьи 376 НК РФ в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2014 года, «Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.».

2.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2014 года. Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости (примечание: содержащиеся ниже сведения указаны только в отношении российских организаций):

Административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ приведены определения понятий «административно-деловой центр» и «торговый центр (комплекс)» соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен центр, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях;

Нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов площади помещения для размещения указанных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ, вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ). Следует отметить, что такой нормативный правовой акт по состоянию на 18.04.2014 года отсутствует.

Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не позднее 1 января, перечень имущества, которое указано в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в ИФНС по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минфин России в письме от 29.11.2013 года № 03-05-04-01/51779 разъяснил, что «По мнению Минфина России, в случае если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечень официально не размещен в срок, установленный п. 7 ст. 378.2 Кодекса, на налогоплательщика-собственника не может быть возложена обязанность по уплате налога в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы на очередной налоговый период исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, действие которого распространено с начала указанного налогового периода. Следовательно, сумма налога и авансовых платежей за этот налоговый период исчисляется в отношении указанных объектов без учета положений ст. 378.2 Кодекса, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса .».

Дополнительно Минфин России в письме от 18.12.2013 года № 03-05-05-01/55962 указал, что «если в соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, то объекты недвижимости подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения .».

Аналогичная позиция Минфина России содержится Письме от 06.02.2014 года № 03-05-05-01/4765.

Таким образом, если перечень объектов недвижимого имущества отсутствует (не размещен) на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо объекты недвижимого имущества не включены перечень объектов недвижимого имущества, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

Также следует обратить внимание на позицию Минфина России по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении произведенных арендатором капитальных вложений в арендованное недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость, изложенную в письме от 19.02.2014 года № 03-05-05-01/6958, в соответствии с которой, «до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердила правильность данной позиции (Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).

С учетом изложенного если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается не только в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества.

2.3. По составу перечня объектов недвижимого имущества необходимо отметить, что состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ). Однако, до принятия ФНС России данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 НК РФ в редакции, действующей с 03.11.2013 года, законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций. Порядок и пределы реализации данного полномочия предусматриваются НК РФ. Новые нормы главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ действующие с 01.01.2014 года, содержат порядок реализации органами субъектов РФ своих полномочий и пределы их осуществления, в частности, полномочий о возможности утверждения перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе установить конкретные особенности определения базы по налогу на имущество организаций, т.е. упомянутый перечень объектов, только с 1 января 2014 года. До этой даты действовала редакция главы 30 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, за исключением отдельных иностранных организаций, рассчитывают базу по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости объектов. При этом указания на возможность определения базы на основании иных стоимостных показателей положения данной главы не содержали.

Некоторые субъекты РФ приняли соответствующие законы до «01» января 2014 года (например, Закон г. Москвы от 20.11.2013 года № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и Закон Московской области от 15.11.2013 года № 137/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области»).

По налогу на имущество организаций в Удмуртской Республике действует Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в редакции с последними изменениями, внесенными Законами УР от 04.07.2013 года № 41-РЗ, вступившими в силу с «01» января 2014 года, т.е. до настоящего времени изменения в Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», на основании Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ, не внесены.

3. Внесены изменения в отношении налоговых ставок.

Согласно статье 380 НК РФ, «1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента .

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.».

Как указывалось выше, налог на имущество организаций в Удмуртской Республике исчисляется с учетом Закона УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Статьей 1 указанного Закона (в редакции Закона УР от 08.06.2005 года № 24-РЗ) установлена налоговая ставка в размере 2,2 процента, для жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов в отношении принадлежащего им жилищного фонда установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента.

Таким образом, в настоящее время налоговые ставки по Удмуртской Республике не определены, следовательно, налогообложение необходимо производить по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

4. Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на имущество, а также в формат налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Приказом ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы и форматы налоговой отчетности. Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 года № 30649) внесены изменения в Приказ ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895.

Данный документ официально вступил в силу 31.12.2013 года (изменения, внесенные Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 20.12.2013 года) и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года). Новая форма расчета по авансовым платежам необходимо применять с отчетности за первый квартал 2014 года.

В разделе 2 декларации появилась новая строка 270, в которой необходимо отразить остаточную стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом согласно подпунктам 1 - 7 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

II. Вопрос: порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Ответ: В соответствии со статьей 373 НК РФ,«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.» , т.е. плательщиками налога на имущество организаций являются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее - иностранные организации), определение которых дано в статье 11 НК РФ. Следовательно, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно статье 346.11. НК РФ, «3.Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) ...».

Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций. При применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, они освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

Долгое время расчет налога на имущество физических лиц осуществлялся согласно Закон РФ N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, но с 1 января 2015 года данный закон утратил силу и теперь налоги на имущество физлиц регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации и рассчитываются уже исходя из кадастровой стоимости недвижимости . В текущей публикации мы поговорим как произвести расчет налога на имущество физических лиц, каковы требования Главы 32 части второй НК РФ (введённой Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ), какова ответственность за неуплату налогов.

Мы разберем терминологию, а именно: кто такие налогоплательщики, что такое налоговая база, объект налогообложения, налоговый период, ставки, порядок и сроки уплаты налогов на имущество физических лиц.

Как рассчитывается налог на имущество физлиц

Налоги на имущество уходят в бюджет муниципального образования, в котором имущество прошло государственную регистрацию, поскольку они относятся к местному налогообложению. Налогоплательщиком по этому виду налога является физическое лицо, которое имеет в собственности налогооблагаемое имущество. Отчетный период, за который рассчитывается налог – один календарный год.

Срок уплаты налога на имущество установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год налог на имущество следует уплатить до 1 декабря 2019 года.

Уведомление об оплате налога на имущество налоговая инспекция должна прислать за 30 дней до наступления срока оплаты.

Если уведомление об оплате налога на имущество в отношении какого-либо объекта не прислано, налогоплательщик должен направить в адрес налогового органа сообщение о каждом объекте налогообложения, по которому извещение он не получил. Срок отправки таких сообщений установлен до 31 декабря.

Чем грозит неуплата налога на имущество физических лиц

Если налогоплательщик нарушил установленные законом сроки оплаты налога на имущество, то к нему могут быть применены следующие санкции:

  1. Начисление пени на сумму неуплаченного налога.
  2. Штраф за неуплату налога на имущество физического лица. Размер штрафа в общем случае составляет 20% от суммы задолженности по налогу и 40% при имеющихся у налогового органа доказательствах умышленной невыплаты налога.
  3. Принудительное взыскание пени и недоимок, то есть невыплаченной суммы по налогу, через суд.

В некоторых случаях ФНС допускает ошибки в расчете налога на имущество физических лиц. В таком случае придется составить заявление в налоговый орган с объяснением ошибки, затем дождаться нового уведомления и оплатить налог.

Если же налог был переплачен, налогоплательщик также составляет заявление в ФНС, после рассмотрения сумму переплаты можно или зачесть в счет будущих платежей, или получить обратно.

Главное – подать заявление не позже чем через 3 года с момента уплаты спорного налога. Решение о зачете или возврате средств ФНС принимает за 10 рабочих дней после приема и регистрации заявления. Переплаченные деньги можно получить обратно в течение месяца.

Расчет налога на имущество физлиц по кадастровой стоимости объекта недвижимости

Получив уведомление об уплате налога на имущество, налогоплательщику стоит проверить правильность начисления суммы налога. Для этого:

  1. Проверьте, правильно ли указано имущество, на которое рассчитан налог.
  2. Проверьте правильность определения налогооблагаемой базы (кадастровую стоимость объекта недвижимости).

Кадастровая стоимость, по сути, это рыночная стоимость недвижимости, чаще всего она в разы выше инвентаризационной, по которой до 2015 года начислялся налог на имущество, чем многие владельцы недвижимости, как квартир, так и земельных участков, остались недовольны.

Узнать кадастровую стоимость недвижимости, причем не только своей, можно с помощью онлайн-сервиса на портале Росреестра — «Справочная информация по объектам недвижимости» . При это важно помнить, что Росреестр показывает кадастровую стоимость на день последнего обновления базы сервиса, поэтому если вас интересует кадастровая стоимость на определенную дату в прошлом, то вам лучше взять выписку из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости, который был создан в 2017 году в результате объединения в одну базу данных ЕГРП и ГКН / Государственного кадастра недвижимости).


Имейте в виду, что если вы получили уведомление, в котором вы увидели перерасчет налога в сторону увеличения, то этот перерасчет может быть только за три последних года. То есть, если уведомление получено в 2019 году, то перерасчет может быть только за 2016-2017 годы, поскольку 2018 год – год, за который уплачивается налог в соответствии с полученным уведомлением. Пени за перерасчет не предусмотрены.

  1. Проверьте, не действуют ли в отношении вас налоговые льготы.
  2. Уточните срок владения имуществом.

Расчет размера налога на имущество можно сделать на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы.

Схема расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости следующая:

  1. Указать кадастровый номер вашего объекта. Система предложит найти этот номер, если вам он неизвестен, по адресу объекта с помощью сайта Росреестра. Если номер введен, нажимаем кнопку «Далее».
  2. На экране будут отражены следующие характеристики объекта: его площадь, кадастровая стоимость.
  3. Предлагается заполнить размер доли, период владения объектом, имеющийся налоговый высеет, ставка налога и размер налоговой льготы;
    В результате введения всех этих данных система рассчитает налог.

Проверить данную информацию можно непосредственно в отделении ФНС.

Ставки налога на недвижимость по кадастровой стоимости

Обратите внимание, что на жилые дома, жилые помещения, единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 м2 и которые расположены на земельных участках, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства – применяются налоговые ставки, в следующих размерах:

  • гаражи и машино-места – 0,1 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, — 0,3 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, — 2,0 % кадастровой стоимости объекта налогообложения;
  • прочие объекты – 0,5 % кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Налоговая база для физических лиц, собственников жилья определяется в отношении каждого жилого объекта недвижимости за вычетом стоимости определенного количества квадратных метров в зависимости от его вида.

При таком методе расчета налоговая база в некоторых случаях может принять отрицательное значение, в таком случае она признается за ноль.


Пример расчета налога на недвижимость по кадастровой стоимости

Рассмотрим на примере расчет налога на имущество физических лиц.

Допустим, гражданка А – собственница комнаты 18 кв. м., кадастровая стоимость которой 1 000 000 рублей. Стоимость 1 кв. м. = 1 000 000 / 18 = 55555,555 руб.

С учетом того, что налог на комнату исчисляется с понижением на 10 кв.м., то есть в рублях это будет 10*55555,555 = 555 555,555 руб.

Налогооблагаемая база 1 000 000 – 555 555,555 = 444 444,445 рублей.

Именно эта сумма и будет облагаться налогом.

Если эта же комната находится в собственности у нескольких человек, вычет в 10 кв. м. производится один раз, независимо от числа собственников. Но если наша гражданка А имеет несколько комнат в своей собственности, вычет производится на каждую комнату.

Информацию о кадастровой стоимости объектов ФНС берет в Росреестре. Соответственно, претензии о неправильно высчитанном налоге надо соотносить с имеющейся объективно кадастровой стоимости, к которой ФНС не имеет никакого отношения.

Законом предусмотрен плавный переход к расчету налога на основе кадастровой стоимости в течение 4 лет. В формулу введены специальные скидки, рассчитанные на то, чтобы выйти на результирующий полноценный налог плавно, за 4 года. Также были внесены изменения в налогооблагаемые объекты, в частности, к ним прибавились оформленные в собственность машино-места и объекты незавершенного строительства.